Алмаз души моей
Первичное обучение в «Макдоналдсе» занимает две рабочие смены. Его проводят опытные работники, которые имеют статус инструкторов. Через два дня после поступления на работу, я должен был стать полноценным членом бригады ресторана. Инструкторы отвечают за результат обучения перед менеджером. В конце обучения новичок должен сдать экзамен менеджеру. Если экзамен провален, обучение продлевается. Если и на второй раз испытание не пройдено, с человеком расстаются. Но такие случаи бывают крайне редко — мне так сказали.
Два дня Наталья рассказывала и показывала на практике как жарить картошку, наливать мороженое в вафельные стаканчики и мыть полы специальной шваброй, которую в «Макдоналдсе» называют «мап». Информации было много. Все передавалось устно. Наталья должна была обучать меня по специальному графику. На каждый раздел отводилось определенное время. Периодически Наталья проводила со мной теоретические занятия в маленькой комнате отдыха, где обедали члены бригады ресторана и менеджеры.
Комнатка была размером примерно три на три метра. В ней постоянно находилось несколько человек, поедающих бургеры и картошку. Был здесь и компьютер с выходом в Интернет. За все время работы я не видел, чтобы кто-то просматривал какие-либо сайты кроме ВКонтакте. Даже замдиректора ресторана активно «чатилась» в социальной сети. Человек за компьютером сидел спиной к отдыхающим работникам. Огромный монитор был прямо напротив обеденного стола. Все, конечно, как один с любопытством в него смотрели.
Теоретические занятия проходили по одному сценарию. Мне давали в руки распечатку стандартов. Я должен был ее прочитать в присутствии моей наставницы и обедающих людей. После этого меня спрашивали: «Все прочитал? Хорошо прочитал?». После чего документ забирали из моих рук. Я старался как можно больше запомнить. Это было очень сложно, так как совершенно не было возможности сконцентрироваться, а информации было много. Вообще в «Макдоналдсе» запрещается брать какие-либо обучающие материалы домой. Информацию можно унести только в своей голове. Вероятно, все это сделано для защиты коммерческих данных.
Я пытался мысленно все сфотографировать – размеры стаканов, блюда, стандарты и правила. Мне так проще запоминать. Наверное, визуальная память у меня развита лучше всего. Вечером, дома, я подробно фиксировал всю полученную за день информацию в специальном черном блокноте. В конце обучения мне казалось, что я должен просто поразить менеджера на экзамене своими познаниями. Мой инструктор была очень довольна. Но, увы, я чуть не провалился.
Настал мой час. Экзамен проходил в комнате отдыха. Я, мой наставник и экзаменатор расположились в самом проходе, потому что все места за столом были заняты. Зрители приготовились. Я уже лет десять не проходил никаких экзаменов. И тут, почему-то начал волноваться. Я давно не испытывал такое чувство даже на важнейших переговорах. И вдруг повел себя как первокурсник на зачете. Ничего не мог с этим поделать.
Испытание принимала замдиректора ресторана, грубоватая женщина со стальным взглядом, лет 30-ти, в обтягивающей не по фигуре форме. Мне казалось, что она смотрит на меня как на человека низшей расы. Вечером я написал в черном блокноте:
«Я мыл полы с высоко поднятой головой, но почувствовал унижение, сдавая экзамен».
Замдиректора начала задавать строгим учительским тоном вопросы по стандартам. Я бодро отвечал. И тут она решила меня спросить про мороженое.
- Так. Давай-ка! Мой любимый вопрос. Скажи мне, алмаз души моей (с), какие виды «Макфлури» и «Макфлури Делюкс» бывают?
Вот, это был удар. Мне вообще ничего не рассказывали про мороженое. Забыли, наверное. Я даже не представлял, что такое «Макфлури». Житейская эрудиция мне не помогла, как клиент я был в «Макдоналдсе», наверное, не больше 10 раз за последние 10 лет.
— Извините, к сожалению, я не знаю.
- Нет, ты подумай. Головой подумай.
— Извините, к сожалению, я не могу подумать, потому что не знаю. Я готов выучить этот блок в кратчайшие сроки. Разрешите…
— Нет, не разрешаю. Да, ты головой думай. «Макфлури» бываааает….?
Она посмотрела на меня так, как будто я должен закончить ее фразу. В воздухе повисла пауза. Мой инструктор попыталась нашептать мне на ухо, но достаточно громко, что все это слышали. Я почувствовал себя идиотом и совсем не понимал, что же мне делать. Из-за стола кто-то также суфлировал: «Трех… Трех видов… Трех». Все ждали ответа.
— Я не знаю.
Вокруг послышались вздохи разочарования.
— Что не знаешь? Все очень просто. Тебе же говорят: «Трех!». Это так сложно?
— Да, я слышал, что мне говорили. Это совершенно не сложно. Но я все равно не знаю. Мне просто надо выучить этот блок. К сожалению, мне забыли рассказать про мороженое.
— Забыли рассказать?
На этих словах мой инструктор нервно подпрыгнул. Замдирекора повысила голос.
- По-моему, ты просто не хочешь знать. А что ты делал два дня? Ты что каждый день мне будешь пересдавать экзамены? А ты ведь на кассе с клиентом не здоровался. Так. Давай думай головой. «Макфлури» состоит из…?
Это становилось невыносимым. Кто-то опять стал суфлировать: «Из мороженого»… Я, конечно, знал, что мороженое состоит из мороженого, и сказал:
— Ну, из мороженого…
— Ну, наконец-то!! Правильно из мороженого! И еще чего……?
Это была пытка. Я не знал, что делать.
— Извините, я не знаю.
Замдиректора громко хлопнула руками об колено. Тут я понял, что начинаю ее по-настоящему выводить из себя. Она стала говорить очень громко. Для нее это было уже принципиально, ведь вокруг было много зрителей.
Вокруг стали шипеть:
«Ш-ш-ш-околадной крош-ш-шки».
— Ну…? И…?
— Извините, я не могу сказать, потому что не знаю.
Все, это был конец.
— Нет, ты меня совсем что-то не понимаешь! Либо ты меня не понимаешь, и я делаю вывод, что ты вообще ничего не понимаешь. Либо ты меня не хочешь понимать, и делаю вывод, что мы вообще никогда друг друга понимать не будем. И на этом твоя работа в «Макдоналдс» закончится. Слышишь, твоя работа закончится на этом!!! Ты меня понял? Последний раз спрашиваю, «Макфлури» состоит из мороженого и….?
Тут мне так сильно захотелось встать и сказать этой женщине с садистскими наклонностями:
«Драгоценная моя! Алмаз души моей! А не пошли бы вы на #@%! »
А потом уйти из кабинета, оставив зрителей с открытыми ртами и недоеденными гамбургерами.
Но ведь мне была нужна эта работа… Я проработал в «Макдоналдсе» всего два дня, а мне нужно было больше. Я сжал кулаки. Шоу не состоялось:
— Извините, я очень хочу работать здесь. Я немного переволновался. Если вы мне дадите 5 минут придти в себя, я все вспомню и расскажу вам про «Макфлури».
Замдирекора вышла из комнаты отдыха. Мои зрители на перебой стали учить меня. Я в панике пытался все запомнить. Когда пришла моя мучительница, я, конечно же, все перепутал. Там было пять видов мороженого с разным сочетанием ингредиентов. Теперь она смотрела на меня как на безнадежного идиота. Потом началось суфлирование. Я не сопротивлялся. Одна мысль была в голове, чтобы эта пытка побыстрее закончилась.
Так я сдал экзамен.
Продолжение следует…
Читайте далее:
- почему у «Макдоналдс» столько клиентов?
- как я уволился из «Макдоналдса»?
После истории про «Макдоналдс» расскажу еще про «Сбарро» и «Теремок».
Данная заметка — это часть истории о моем погружении в общественное питание. В ноябре-декабре 2010 года я работал в нескольких ресторанах быстрого обслуживания в Санкт-Петербурге. Я хотел изучить бизнес-процессы и технологии изнутри, так как планирую заниматься общественным питанием. На данный момент я запускаю бизнес в данной сфере в г. Сыктывкар. Что из этого получится — читайте в этом блоге.
История о работе в фаст-фуде в хронологическом порядке (ноябрь-декабрь 2010):
- Введение. Зачем мне все это?
- Часть 1. Погружение
- Часть 2. Первое собеседование
- Часть 3. Если будешь хорошо работать…
- Часть 4. Инициация
- Часть 5. В гостях у папы Джонса.
- Часть 6. Комментарий Papa Johns
- Часть 7. Стандарты
- Часть 8. Член бригады ресторана
- Часть 9. Быстрей! Еще быстрей!
- Часть 10. Улыбайтесь.
- Часть 11. Алмаз души моей.
А здесь мысли в режиме онлайн.