В 2014 году предприниматель Руслан Фаизов инвестировал во вторую «Додо Пиццу» в Ульяновске. Успех пришел не сразу — пиццерия выходила на окупаемость дольше, чем планировалось. Теперь инвестор хочет вложить деньги в еще одиннадцать точек «Додо». Мы решили узнать у Руслана, почему он не разочаровался в этом бизнесе, несмотря на трудности, и что подтолкнуло его к развитию целой сети пиццерий.
Руслан, расскажите, как вы узнали о «Додо Пицце»?
Евгений Тимощенко, франчайзи «Додо Пиццы», был моим однокурсником. Несколько лет назад я увидел у него Вконтакте такую запись: «Или я подтянусь тридцать раз или раздам бесплатно двадцать пицц, которые сам же и приготовлю». Мне стало интересно — почему это вдруг моему другу в голову пришла такая идея? Оказалась, что причиной стала «Додо Пицца». В итоге он подтянулся — пиццу я не получил. Но после этого начал заглядывать в блог Федора Овчинникова.
Почему решили из наблюдателя стать инвестором?
Однажды я приехал к Евгению, чтобы посмотреть на пиццерию. Впечатлил продукт. Такую пиццу хочется есть самому и не стыдно рекомендовать. Но главным для меня было организация бизнеса. Понравилось все: подход к работе, цех, идеология. После этого я на сто процентов был готов сотрудничать — сам завел разговор о совместной работе и вложил в следующую пиццерию Евгения деньги из своего сельскохозяйственного бизнеса.
Другие варианты вложения средств не рассматривали?
Я не искал проекты для инвестирования, поэтому других вариантов не было. Так сложилось, что мне понравилась именно «Додо Пицца». Я заинтересовался и решил попробовать.
О какой схеме инвестирования договорились?
Я вложил в проект больше 9 миллионов рублей в виде займа и несколько месяцев оплачивал аренду. До тех пор, пока не будут выплачены заемные средства, моя доля составляет 9% от выручки, после будет 5%.
За какой срок вы планировали вернуть вложения? На какую доходность рассчитывали?
По первоначальному плану я планировал вернуть все деньги за три года. Как инвестору мне хотелось получать 300–400 тысяч в месяц.
Как прошел запуск?
У нас возникли проблемы с поиском места — не было нормальных предложений. Пришлось остановиться на единственном варианте — дорогом помещении без газа. Мы построились за два месяца и еще два ждали, пока проведут газ. Деньги за аренду уже капали. Могли бы вложить эти средства в тот же ремонт, если бы не поспешили. Свой урок мы выучили — помещение нужно брать только с готовыми коммуникациями. Это кажется очевидным, но на деле часто хочется сэкономить или поторопиться. Лишняя спешка всегда вредит бизнесу.
Насколько вы погружены в бизнес пиццерии?
Я занимаюсь своим бизнесом — реализация молока, зерна и тому подобное. В него нужно вкладывать огромное количество сил и времени. Поэтому в «Додо Пицце» у меня минимальный уровень вовлечения в работу. Мы выбрали место, открылись, отладили все процессы и на этом уровень моего участия заканчился. Сейчас общаемся время от времени по стратегическим вопросам. Такое построение дел было одним из условий, которое я поставил, когда мы только обсуждали сотрудничество с Евгением.
При этом пиццерия не показала сразу взрывного роста. Через полгода выручка Ульяновска-2 всего на четыреста тысяч превышала Ульяновск-1, несмотря на большой зал и центральное расположение. Вас это не разочаровало?
Мы с Евгением рассчитывали выйти в ноль примерно за два месяца. На деле где-то полгода выходили. Конечно, мы были не слишком довольны. Но на старте редко обходится без проблем. Нужно быть к этому готовым. Было сложно, но мы справились. Сейчас скорость роста пиццерии вполне устраивает. Год назад выручка пиццерии превысила 3 миллиона. В октябре этого года сделали пять миллионов.
Как оцениваете такие показатели?
Пять миллионов — это хорошая цифра на нашем этапе. Докризисный план — шесть миллионов в месяц. В течение двух лет планируем выйти на этот показатель, но в уме все же держим цифру семь. Достичь семи миллионов за такой срок было бы отлично. Главное, рост продолжается. Это огромный плюс.
Сколько пиццерия приносит вам при пяти миллионах выручки в месяц?
Сейчас получаю 9%, то есть 450 тысяч рублей.
Сколько уже вернули вложенных средств?
Около 60%. Остальное планирую вернуть за год.
Если план реализуется, срок окупаемости инвестиции выйдет больше трех лет. Вас это устраивает? Некоторые инвесторы надеются на возврат максимум за два года.
По этим расчетам, полный срок окупаемости составит около трех с половиной лет. Меня это полностью устраивает, мой критический срок — четыре с половиной года. У нас с Евгением большие планы — мы приняли решение развиваться вместе, строить бизнес.
Планируете инвестировать в новые пиццерии «Додо»?
Да. Думая о развитии, мы выбирали между Нижним Новгородом, Казанью, Екатеринбургом и московским регионом. Другие города либо слишком далеко от Ульяновска, либо недоступны по франшизе. Казань отпала сразу из-за высокой конкуренции и рисков по давлению на развитие дела извне. Москва и Подмосковье — слишком дорогие регионы с высокой конкуренций. В итоге выбирали между Нижним Новгородом и Екатеринбургом. Выбрали последний.
Чем он лучше Нижнего?
Екатеринбург — город, из которого молодежь не стремится уехать в Москву. Это значит, что наши клиенты не покинут город после окончания университета или школы. Таким образом, средства, вложенные в их привлечение, будут работать дольше. Город компактен и густонаселен — это большой плюс для организации эффективной доставки продукта. При посещении города у меня сложилось впечатление о намного более устойчивом и крупном рынке, чем в Нижнем Новгороде.
И какой план покорения Екатеринбурга?
Хотим открыть 11 пиццерий за 3 года и 8 месяцев. Планируемая выручка — не менее 4,5 миллионов с каждой пиццерии, то есть около 50 миллионов рублей в месяц.
Очевидно, что реализация плана потребует серьезных вложений. Почему вы решили развивать бизнес с «Додо Пиццей» и Евгением?
Мне нравится подход партнера к работе. Открытость, искренность, честность. Евгений ничего не скрывает. Если ошибся — говорит, что ошибся, не пытаясь найти оправдание, если все плохо — говорит, что все плохо. Искренность такого рода крайне важна в общении с партнерами. Она дает четкое понимание происходящего и позволяет эффективно справляться со сложными ситуациями. Кроме того, «Додо Пицца» — компания особенная. Считаю, что очень большую роль тут играет бренд Федора Овчинникова, его личный пример. Он доказал всем, что нет ничего невозможного. Теперь любой может построить свой бизнес с нуля. Нужно только захотеть. Конечно, такая история воодушевляет.