Как предпринимателям пережить кризис?
В России процветает «ресурсное мышление»: люди думают, что любое серьезное изменение к лучшему требует серьезных ресурсов — больше сотрудников, денег, времени. Все наоборот.
Однажды я вошел в свою пиццерию во время ланча и увидел настоящее столпотворение. У прилавка топтались, вздыхали и ждали своей очереди человек двадцать. Хотел бы я сказать: «Мы стали так популярны, что подверглись невиданному нашествию гостей». Но причина столпотворения заключалась в другом. В обеденный час пик в нашей флагманской «Додо Пицце» работала только одна касса, а кухня просто не справлялась с потоком заказов, вполне типичным для этого времени. Когда я спросил менеджера смены, почему он не успевает обслуживать гостей, он ответил: «Потому что мне не хватает людей». Мог бы и не отвечать, это оправдание я слышу чуть ли не каждый день. Думаю, с этим сталкивается в России каждый бизнесмен. Как только что-то идет не так, менеджеры сразу же оправдываются тем, что у них мало рабочих рук. И чтобы все шло так, надо их просто добавить. Грязь в залах? Давайте наймем еще одну уборщицу. Долго доставляем пиццу? Давайте увеличим число курьеров. Выстроились очереди? Ну, ясное дело, надо взять еще одного кассира.
Читать дальше на РБК.
Вот в этой фразе вся суть — человек работает ВДВОЕ больше (быстрее, эффективнее) — а платить Вы ему готовы только в ПОЛТОРА раза больше. При этом места/инструментов/приспособлений/спецодежды и т.д для его работы нужно ВДВОЕ меньше чем для двоих. И устает человек ВДВОЕ больше, и детям своим он из-за усталости меньше может внимания уделить, да и счастливее он от постоянного переутомления вряд ли станет. Может быть поэтому и говорят Вам, что выжимаете из сотрудников соки, поэтому и не хотят люди работать больше?
И куда смотрел Фарафонов Илья?
Да, пробовал цыган приучить лошадь без сена обходиться … да она вязла и сдохла. :)
Сама статья правильная, надо повышать производительность труда.
Но с методами я не согласен.
Да и человеческий ресурс не может быть ограничением.
Фёдор, пообщался с твоими ребятами на странице Клуба — нет, очень далеки они понимания сути проблемы. Может это проблема в образовании? Классическое универовское понимание эффективности, трудоемкости… Действуют шаблонно. Может просто опыта мало?
Пусть идут в гембу и сокращают всякую муду. :)
Или пусть почитают про теорию ограничений.
Книжка “Цель” для начала подойдет.
В Додо должны быть ооочень хорошие зарплаты с таким выжиманием всех соков из подчинённых, которым грезит Фёдор.
На мой взгляд, вышеприведенные рассуждения и есть пример ресурсного мышления. Если в человеке видеть не человека а ресурс, то все правильно — ресурсы надо использовать эффективно. Кстати, кто вообще придумал этот термин — human resources? Для концлагеря в Германии 40-х годов вполне приемлемое название отдела, конечно, но сейчас как-то диковато звучит. Так вот, надо помнить, что люди идут на работу вовсе не с желанием отдать 8 часов жизни для того чтобы работодатель стал еще богаче. Да, есть желание и понимание того, что на жизнь зарабатывать надо. Но надо и получить какой-то полезный опыт, пообщаться в конце концов. Если некогда перекурить или словечком перекинуться, побегут от вас нормальные работники, побегут. Конкуренция ведь на рынке труда среди работодателей тоже есть . Пускай там и меньше платить будут. Есть классический пример Форда — уж и увеличивал зарплату в разы, а все равно не хотели люди на конвейере работать.
Андрей,
А вы бы хотели что бы ваши сотрудники бегали на перекур и постоянно болтали? :)
Насколько я знаю, Фёдор типичный трудоголик, сам пашет много, но почему то считает что и другие должны быть трудоголики. Но так не бывает.
Надо по другому организовывать процессы … решения есть. Но не скажу :)
Евгений,
Конечно не хотел бы, но какое имеет значение, что я хотел бы? Есть реалии рынка. В Китае и Индии, допустим, можно выжимать все соки 14 часов в сутки, потому что людям все равно деваться некуда. Там такая стратегия будет выигрышная, ну да Бог им судья. В России, особенно в больших городах, есть куда идти, так что такая стратегия будет скорее проигрышная. Хотя кризис может прижать, конечно, но надеюсь до Индии по уровню жизни все равно будет далеко.
Федор может и трудоголик, что вполне естественно для человека, работающего на себя. Но ожидать такого же отношения от наемных работников по меньшей мере наивно. Наемник не пастырь — сказано очень давно.
Решения конечно всегда есть, но в конечном итоге они проверяются рынком. Horses for courses как говорят англичане.
А как же политика нашей “партии”?
Надо повышать производительность труда, а то привыкли делать перекуры каждые пять минут.
Буду смотреть какое решение выберит команда Додо.
1) Можно все упростить и формализовать — тогда можно брать низкооплачиваемых работников, быстро их учить и не боятся текучки. Путь Макдональдса.
2) Можно пойти путем повышения производительности. Реорганизовать процессы, дать большую рентабельность бизнесу, поднять лаборкост выше рынка, что приведет к зарплатам сотрудников выше среднего. Такие люди должны ценится на вес золота, и получать хорошую зп. + мотивация+ соц компенсации.
Как бы сделал я? :)
Наверно, наплодил разные варианты в разных точках.
Я люблю эксперементы ..
Например, одну бы пиццерию отдал в собственность сотрудникам. Пусть работают за прибыль.
Естественно, если бы прибыль так или иначе делилась бы между сотрудниками, они самоорганизовались бы сами и нашли бы выход из проблемы очередей. Но работодатели почему-то прибылью делятся неохотно :) Выходят из положения по-разному. Зарплатой, более тщательным подбором сотрудников. Можно поставить мотивированного человека с плеткой, работающего за процент от прибыли. Но в продолжение моих предыдущих постов, человек должен не переборщить с плеткой, чтобы люди не разбегались, они все же не цепями к галерам прикованы. Мое мнение такое, что чем выше уровень ответственности и принимаемых решений, тем больше должна быть привязка к прибыли. А там уже дело за умными людьми.
Раньше это называлось — колхоз.
То есть все общее! :)
Значит можно не работать до пота и жрать пиццу на халяву с двойным сыром и пепперони.
На социальную сознательность я бы тоже не надеялся.
Не каждый может да и хочет отвечать за результат. И Это нормально!
Пока можно посмотреть на эксперементы Владимира Горецкого.
Ну зачем так мешать понятия? Если бы колхоз реально делился доходами с колхозниками, все могло быть и по-другому. А за трудодни и отрез ткани работать — извините.
В принципе мои комментарии больше относятся к одной фразе, которую я считаю очень спорной:
Некоторые задумываются, но есть и другие материи тоже. В примере со очередями, если бы вышеозначенный менеджер работал за прибыль, он бы и сам додумался до такого решения. А если бы не додумался, то менять его надо — конечно, не все способны принимать правильные решения даже за прибыль. А если владельцу пытаться разруливать все проблемы и повышать эффективность труда самому, то такой подход работает, пока компания не достигает определенного размера.
Про то, что такое колхозы — советую посмотреть видео у Гоблина:
https://oper.ru/news/read.php?t=1051614788
Браво, отличная статья
не обязательно знать что такое колхозы по-гоблински, достаточно увидеть результаты их работы и понимать в какой системе они получены ( без свободного ценообразования, но с командно-административной экономикой можно любой колхоз сделать суперуспешным, а общая экономика будет в глубокой …)
Все абсолютно правильно! Очень сложно у нас реализуемо, но правильно. Результат будет только с миниумом именно работающих людей, а не пришедших на работу. У нас, к сожалению, на работу приходят. И думают, что работают.
Человек должен зарабатывать деньги и чувствовать, что именно он и за какую работу заработал. Только тогда деньги станут ценностью.
Федор, желаю Вам расти в бизнесе, потому что приятно, что это кого-то колышет, когда вокруг почти всех давно не колышет ничего.
Все хотят что бы у их сотрудников была высокая мотивация, проактивность, высокая производительность и ответственность к работе. И что бы они довольствовались низкой зарплатой, но работали за двоих!
Такие люди есть. Это предприниматели!
Они активны, думают о будущем, готовы много и плодотворно трудиться.
Проблема только в том — что предприниматели не хотят работать на дядю, они хотят работать только на себя.
И каждый предприниматель, если он хочет расширять свою деятельность от кустарного производства — ищет себе сотрудников, только они плохо мотивированы, ленивы и не хотят работать.
Хорошо американцам: когда они не хотят работать сами — могут нанять мексиканцев за гроши. :)
Евгений, ты балабол задушевный
По-моему, у нас просто у большинства нет полного (или вообще какого-либо) понимания прямой зависимости работа-заработная плата. Если работаешь плохо, то откуда взяться заработной плате? Это как раз-таки уже давно не колхоз, где всё равно как ты работаешь, а коммерческие предприятия. По поводу эффективной работы и “минус один” — в сложившейся рыночной ситуации по-другому и быть не может, потому что априори любое неэффективное предприятие обречено на провал (если оно, конечно, занимается легальной деятельностью). Самое интересное, что этим почти никто не занимается в “мирное” время. Возможно, благодаря данной ситуации мы навсегда запомним и научимся как работать эффективно.
Полностью согласен с Вами, Федор. Все верно. Производительность труда, является ключевым фактором успешной деятельности любого предприятия во всех видах бизнеса и экономики страны в целом. И не только в кризис.
Сейчас много говорят об инновационных технологиях, которые могут обеспечить экономическое развитие. Само определение, — инновационные технологии, — направляет ход наших мыслей в сторону технологических инноваций (научные разработки, способы производства, оборудование, продукция и т.п.), оставляя на заднем плане инновации в технологиях управления. Тогда как последние должны быть сейчас основным предметом приложения усилий предпринимателей и государственной экономической политики. Мы должны научиться эффективно работать.
Пример. «Отверточные производства». Все то же самое. Цеха. Комплектующие. Технология сборки. В итоге, получаем оговорку при продаже – российская сборка.
Личный пример. Изучая опыт работы металлургических предприятий в Германии, я обнаружил, что те же русские, украинцы, белорусы, там работают в 3–4 раза производительней, чем на аналогичных предприятиях в России. Среди прочих ответов, привез ответ для наших рабочих, почему «на западе» их коллеги получают заработную плату в три раза больше. А для наших менеджеров – ответ, почему на одинаковой ресурсной базе, европейские предприятия производят больше продукции, с меньшей себестоимостью и соответственно с большей прибылью.
То, что для западных и американских компаний сейчас является обычным делом, для российского менеджмента, можно назвать инновациями в управлении. Потому что надо суметь их внедрить и получить действительный экономический эффект, а не внешнюю схожесть в виде красиво оформленных структур, миссий и политик, томов инструкций и положений, с клятвенными подписями работников — «ознакомлен».
А чему сейчас уделяется внимание в научно-практических изысканиях российского менеджмента? Что изучают в бизнес-школах, тренинговых центрах, ему посвящено большинство семинаров и дискуссий — лидерство, продаж и маркетинг, подбор и мотивация персонала, умению считать по EBITD и т.п. Это все, безусловно, очень, очень важно. Но все это верхушка айсберга. Все это из области «ресурсного мышления»: расширить, привлечь, упаковать и т.д.
Спросите владельцев дипломов МВА, кто из них, не в общих чертах по программе, а досконально и пристально изучил труды основоположников научного менеджмента, — А. Файоля, Г. Эмерсона, Ф. Тэйлора, Г. Форда, — благодаря которым произошел революционный прорыв в повышении производительности труда в развитых экономических странах. Уверен, таких Мастеров, будет в меньшинстве.
«На наших заводах инженеры часто занимаются работой, которую в США выполняют просто высококвалифицированные рабочие, а в крайнем случае мастера. … Американское понятие «инженерное дело» включает такие тонкости специализации, каких нет у нас. Задачей «efficiency engineering», например, является специализированная функция по разработке и достижению высшей технической эффективности труда». «… американский директор – это в юридическом и административном отношении часто нечто совершенно иное, чем директор в русском понимании». «Мысль о том, чтобы выполнять задание лучше и в более короткое время, вовсе не означает работать до изнеможения, главное – это умение управляющего работать умнее, правильнее, рациональнее. Такая мысль заслуживает, конечно, самого широкого распространения и у нас. Это цитаты д.э.н В. Терещенко из предисловия к сокращенному переводу американского «Курса для высшего управленческого персонала», изданного в СССР в 1970 году (!).
И по сей день актуально.
Если вы хотите выжимать все соки из человека так предложите ему достойную зарплату а не так чтоб он за адский труд получал гроши. Ни один человек с вами так сотрудничать не захочет и не будет ибо времена рабства прошли.
Вот бы как и пишет ещё зарплату повышали… хоть в 1.5 раза… а то как же, я бы не сказал что тут можно получать свыше 20. Конечно, если работать выше нормы… так то и дворником можно работать.