Здравствуйте, Федор. Хочу попросить у Вас совета, если есть время напишите, как развиваться в моих условиях. Ну, или если угодно решите кейс, Вы же маркетолог.
Меня зовут Михаил, 23 года, живу и работаю в Ярославле (600000 жит.), занимаюсь также книжным бизнесом. Начинал свой проект независимо от Вас в июне 2006 г. Сам подрабатывал в детстве в книжном магазине “Академия” в центре города, мать у меня проработала продавцом больше 10 лет, поэтому решил, что смогу сделать прибыльный бизнес, кроме того сам учусь в аспирантуре, постоянно нужны дорогие редкие издания, ну и увидел нишу покинутую крупными книготорговыми фирмами в спальных районах города. Честно, душой тоже тянулся к ассортименту, типа Вашего, однако в спальном районе не будешь продавать “Инвестиционные риски”, Стокгольмскую школу, Альпину и т.д. Ставки аренды в центре у нас уже местами достигают десятков тысяч за метр в месяц, да и в спальных районах не сильно меньше.
Я заключил договор с двумя инвесторами, что каждый из них вкладывает по 110000 руб. , а за это получает 4400 ежемесячно и может в любой момент потребовать свои деньги + 20% ( т.е. 132000 руб.). На эти средства открыл магазин “Моя книга” в Заволжском районе на 21 метр, в общем с местоположением не прогадал, а вот договор аренды до конца не дочитал.
Открылись 31 июля, закрыли учебный сезон с прибылями, раздали дивиденды. А с октября начали падать, дело в том, что мы до конца 2006г. ездили в Москву на арендованной машине, что не всегда окупается для маленького магазинчика, а нормальный ассортимент с доступными ценами другим способом не видели возможности. Сделали наружку, штендера, ролик в местном кабельном телевидении, листовки клеили на подъезды и т.д. 1С сразу не ставили, думали слишком сложно, хотя сама софтина есть. С кадрами тоже был полный кавардак, перебрали кучу народа: от бабушек с совковым менталитетом до девочек с мыльными пузырями в голове. Короче, специалист оставался всего один.
А тот же Дж. Коллинз говорит, что развитие должно быть соответственно росту команды специалистов, чтобы количество следовало за качеством. А у нас все наоборот получилось. Грубо говоря, с октября по июнь 2007г. не вылезали из убытков (графики прилагаются). Возникла затоварка с учебниками, некоторые учебники вообще за год устаревают совсем.
Заволжский магазин: отчет по работе с июля 2006 по октябрь 2007г.
Параллельно, с января 2007г. на свои деньги (300 000 руб.) открыли в другом спальном районе магазин в новом доме быта на 2 этаже на 22 метра. Начали работать с Топ-книгой, сделали нам 10% скидки с оптовой цены, потом 15%. Оптовые клиенты приходили совершенно случайные, рынок жестко поделен, сам обходил в рамках своих районов все школы, сады с прайсами, результат низкий.
Приходили сами: нас кто-то там кинул, мы с них через милицию деньги достали, а вы теперь давайте везите нам за 1,5 недели весь список. Вообще с ценами Топ-книги очень тяжело работать на оптовом рынке, а самим ездить тем более очень непрогнозируемо и дорого. Хотели переходить на ООО с ИП, боимся ошибиться с налогообложением, вычетом расходов, учетом НДС и т.д. В Брагинском районе выручки росли тяжело и медленно, хотя достучаться до покупателей пытались через рассылку, наружку, широкий ассортимент, достаточно низкие цены. У нас накрутка 50–55%, у Вас по-моему 60%, у Топ-книги 200%. Топ-книга имеет 5 магазинов в разных концах города очень большой площади, Мир книги — пять, Академия — три, Фолиант — три, Буква, Военная книга, Дом книги, Зодиак, Книгомания, Ромашка, Третий глаз и Христианская книга по одному, и еще куча маленьких отдельчиков, в т.ч. в приторговой зоне федеральных продуктовых дискаунтеров.
В Брагино до сих пор люди приходят и говорят, что увидели нас в первый раз, а работаем уже будь здоров сколько+ Работаем еще с парой местных постащиков, кроме Топ-книги (насколько я знаю большинство издательств доставляет товар только в пределах МКАД), с АИФ-печать по открыткам. С аудио-, видеоизданиями пока не работали, поскольку, это отдельное оборудование, отдельная реклама, ставка ЕНВД возрастает существенно.
Брагинский магазин: отчет по работе с июля 2006 по октябрь 2007г (увеличить график)
В сентябре 2007г. в Заволжском районе арендодатель переместил нас с 21 метра на 12 метров и подняла аренду с 500 руб. до 1000 руб. с метра, потом в октябре переместила в другой ТЦ в том же районе на 13 метров по 1250 руб. Вот тут-то мы и откинули коньки. А как выяснилось на практике договор аренды составлен полностью в пользу арендодателя: мы сделали на старом месте ремонт помещения на 30000 руб. и все оставили там, арендодатель мог нас куда угодно перемещать, а если мы захотели бы расторгнуть без извещения за 2 месяца, то обязаны были заплатить за 2 последующих месяца. Короче, объединили магазины в Брагинском районе, осталось 12 шкафов и касса и куча учебников, которые по существу до сезона никому не нужны.
Расчитал одного инвестора, а второму остался должен 132000 руб. и по мелочи разным поставщикам. Чего дальше делать пока не знаю, команды так толком и не собрал. Примерный план у меня есть. Но хочется выслушать Ваше авторитетное мнение. Знаю, что я полный дилетант, надо было делать все по-другому изначально. Я думал, все работает как в 90-е, привез чего-то, чего не было раньше и уже очередь выстроилась. Кроме того я прогнозировал на основе цифр центрального магазина, где у меня мать и работала.
Короче, мне надо как-то долг отдавать и развиваться. У меня перед глазами также пример ООО “Центр книжной торговли”, Пименов Борис Зиновьевич, открывал Книгомиры в Ярославле, потом его благополучно выкинули. Он тоже раза 2 или 3 открывал магазины метров на 50–70 в разных местах с хорошей подборкой, все прогорело, теперь на сайте Проспекта висит в черном списке должников, перешел к формату виртуальной оптовой компании, работает на тендеры в основном, круглый год.
Федор, посоветуйте, пожалуйста, что-нибудь, только франшизу я вашу пока не куплю, извините. А за совет буду благодарен. Будете в Ярославле проездом, добро пожаловать к нам…
Федор:
Вот такое письмо я получил по электронной почте. Ваши идеи — что делать Михаилу? Свое мнение я напишу в ближайшее время.
P.S. Михаил, франшиза еще не продается, хотя мы уже ведем работу с Сургутом и Красноярском. В ближайшее время — о развитии в этом направлении…
Честно говоря настораживает утверждение про “Новый Примерный план”…! Весь рассказ ярославского героя — история одной сплошной ошибки. Начиная с “мать у меня проработала продавцом больше 10 лет, поэтому решил, что смогу сделать прибыльный бизнес..”(ноу комментс)…До печальной истории с договором аренды, который он “недочитал”..Даже еслиб Михаил и хотел купить франшизу — следовало бы серьёзно подумать продавать ли её такому предпринимателю…Возможно организационно, технически, морально человек не готов вести бизнес.
Может посоветовать Михаилу благополучно доучится в аспирантуре, и стать (возможно) полезным и нужным в своей профессии (не знаю какой)?…
По рознице…Парень красочно описывает переполненный ярославский рынок “Топ-книга имеет 5 магазинов в разных концах города очень большой площади, Мир книги — пять, Академия — три, Фолиант — три, Буква, Военная книга, Дом книги, Зодиак, Книгомания, Ромашка, Третий глаз и Христианская книга по одному, и еще куча маленьких отдельчиков, в т.ч. в приторговой зоне …”
И где при этом он “увидел нишу покинутую крупными книготорговыми фирмами”…- не понятно…НЕАДЕКВАТ ИМХО.
Ну это ладно…Увидел и увидел. Но раз взялся –борись! Как там в Ярославской области говорят — “Взялся за гуж — неговори что не гож”…:))) Переходи своим бутиком на круглосуточный режим работы, встречай людей у подъездов ЛИЧНО с широкой улыбкой и красочным постером — КУПИТЕ У НАС, шокируй местное телевидение татуировкой стихов на всю спину..Да мало ли что…
И свой бизнес (в первое время) нужно тянуть на зубах…Когда кажется — всё…финиш!…А ты ползешь…И только тогда –выползаешь…Что то в Михаиле этого не чуствуется. Не боец.
По Опту.
В садики, школы, супермаркеты надо не раз было сходить…а раз двадцать…На двадцать первый — у Вас купят одни…На двадцать пятый — вторые…проверено. Удача бежит к тому кто её ищет. И кто стучится в закрытые двери.
Не все такие креативщики как Федор — которые могут обалденные идеи генерить…Однако на рынке игроков много…И многие (я Вас уверяю) пробиваются даже без сверхидеи — настойчивым, кропотливым трудом. Этого и хотелось бы пожелать Михаилу, если он всё таки несмотря ни на что решит продолжить заниматься бизнесом.Хотя правильней было бы прислушаться к голосу разума и уйти в аспирантуру:)))
Полностью согласен с Дмитрием.
Зачем открываться в спальном районе и продавать то, что не нравится, если тем более, как говорит автор, цены на аренду в центре почти такие же?
Интерьер ужасен, похож на школьную библиотеку. Это после ремонта?
Зачем ездить в Москву на арендованной машине каждый раз?
Я бы посоветовал человеку минимизировать убытки закрыв этот бизнес и искать себе другую нишу.
Да Михаил, конкуренция на Вашем книготорорговом рынке я вижу не маленькая, странно почему Вы сразу не учитывали данное обстоятельство и надеялись на авось.
Мои предложения как выйти из вашего положения.
1. Во первых распродать ненужную торговую мебель. Чтоб места не занимала.
2. Оставшуюся кучу учебников уценить и пройтись еще раз по школам с предложением. Так Вы хотя бы сможете освободить немного средств и отдать часть долга.
Что касается продвижения, если все же решили продолжать бороться:
1.попытайтесь провести некое сравнение существующих книжных магазинов, что бы понять что им не достает, какие минусы существуют, что Вы могли бы использовать в своих целях, как отстраниться от конкурентов.
2. Наружку в Вашем случае мне кажется лучше не использовать, а сделать некие указатели, если найти Вас сложно.
3. Так же можно попробовать договориться с местной бесплатной (рекламной) газетой, о том, что будете делать небольшие публикации в ней с рецензиями и анонсоми Ваших
книг.
4. Если есть возможность — можно сделать также виртуальную витрину и предложить доставку книг, рекламу можно разместить на городском портале.
Помоему кто-то подшутил над Федором, не серьезно все это…
Палево… Сорри конечно, но таких олухов киллометр… Эти нелепые начинания на обеднелой минералами почве ведут к краху… Его единственная возможность, впулить побырику все оставшееся барахло, найти инвестора лоха и открыть на этом же месте продуктовый + виноводочный магазин.
А если охота и рыбку сьесть и на … вообщем тебе Аспирант, либо забивать на твою интелегенцию в бизнессе, либо не лезть воАбще в это не легкое менеджерское дело. Сорри.
да судя по фоткам, я бы в такой магазин не пошёл!!!!!!!!!!
Жил бы в Ярославле — бегом бы побежал)))
Вам шашечки или ехать?
В вообще раньше книжки на рынке покупал, пока не перешел на интернет-магазины.
Два года работаю с Ярославскими магазинами — знаю ‚почти всех. Книжные действительно-только в центре. А город растянулся далеко. По обе стороны Реки. Чтобы книжку купить — людям действительно нужно приложить усилия. А тут нате вам- рядом, и не хотят. Скорее всего автор поста чего-то –не учел в ассортиментной или ценовой политике. А может и то и другое.
магазинчик страшненький. я бы в такой не пошла ни за что.
В спальных районах Ярославля действительно нет хороших книжных магазинов, но они есть в центре (до которого от 20 до 40 минут на автобуе. 40 минут — это самый дальний самый спальный район). Центральные магазины имеют вполне приличный ассортимент и не всегда приличные цены.
Для эстетов есть Юра в Арс-Форуме (Юра для меня загадка, человек уже лет 15 как снимает маленькую комнату в помещении культурного центра и сам на себе возит книги их Москвы, но бизнес жив) и\или ozon.ru и \ или возможность създить в Москву (всего 4 часа на электричке).
отночительно вашего героя, то человек, который замутил бизнес и даже не дочитал договор аренды. ну. без комментариев.
Совет Михаилу:
1. РАССЧИТАЙСЯ С ИНВЕСТОРОМ. Даже банк дает деньги на более выгодных условиях (17–18% _годовых_ БЕЗ права требования досрочного возврата). Тем более что в банке можно уменьшить ежемесячную выплату, взяв кредит на несколько лет.
2. Пойми, для кого ты продаешь книги. Составь список, что это за книги. И придумай, как убедить этих людей покупать эти книги именно у тебя. Ты должен буквально заставить их забыть, что книги можно покупать где-то еще.
3. Теперь — сядь и посчитай заново денежные потоки, без учета цифр из советского магазина. Экселевская таблица есть прямо в этом блоге. Посмотри, какую выручку приносит буквально каждая позиция. Выкинь все, что продается реже раза в месяц (исходя из средней оборачиваемости по рынку в 1 месяц), если это не сезонный товар вроде учебников. Пойми, хватит ли оставшегося ассортимента для генерации выручки, которая перекрывала бы расходы на 20% ежемесячно. Учти кредит в банке, выплаты по кредиту сразу смело пиши в расходную часть. Если плюса не получается, то ликвидируй все, что можно и открывай на том же месте винно-водочный магазин.
Как показал пример Силы Ума, для выживания твой оборот должен расти на 20% в месяц, или даже больше. Смотри, на чем можно сэкономить, прежде всего режь постоянные издержки. Даже переход с ООО на ИП с ЕНВД при площади в 21 кв. метр может высвободить немного оборотки. Посмотри варианты доставки книг через логистическую компанию — думаю, может выйти даже дешевле, чем аренда машины. Постарайся выбить скидку из поставщиков (естественно, после погашения задолженности).
4. Устаревшие учебники и ненужные шкафы лучше всего продать прямо сейчас, за любую сумму, а то получится как у меня — ненужный неоновый завод лежит на складе уже полгода и реально приносит только расходы.