Окно напротив

комментария 4


Окно напротив / La finestra di fronte

Веское свидетельство подъема итальянского кино

«Видел бы ты свое лицо: ты вертишь мордой, как будто меня стыдишься!» — «Но ты действительно была неправа, даже кассирша это признала». — «И все-таки ей не стоило тыкать мне в лицо своим карандашом». — «А тебе — говорить, куда она должна его засунуть». Жена и муж (30 лет, двое детей, скверная работа, маленькая зарплата) собачились по дороге с рынка, когда их остановил старик в дорогом костюме (от Giorgio Armani, судя по финальным титрам) и с толстой пачкой денег в руке. Он не помнил, ни кто он, ни где он, ни откуда, и просил найти его дом. Муж решает помочь старику. Так в галдящей римской квартире появляется странный жилец, который наводнит жизнь заруганной семейным кризисом Джованны вначале тайнами и загадками, а затем озарениями.

Фильм, взявший пять итальянских «Оскаров» — «Давидов» Донателло, посвящается Массимо. Массимо Джиротти, звезде водного поло муссолиниевской Италии. 24 лет от роду Джиротти сыграл главную роль в висконтиевской «Одержимости», стал актером — символом неореализма и послужил первым образцом «чувствительной мужественности» — с него Голливуд копировал Берта Ланкастера. Джиротти не дожил 5 месяцев до своего 85-летия и 54 дней до премьеры «Окна напротив», своего последнего фильма. 

На прощанье Джиротти сыграл самую модную киноболезнь сезона — амнезию. Хочется плакать, когда на окаменелых губах Джиротти, словно бабочка, начинает трепетать улыбка, оставленная молодым прохожим: его черты пробуждают в старике смутное воспоминание. Старик видит перед собой силуэт себя же в молодости и следует знакомыми римскими тропками 1943 года к двери, которая — увы! — закрыта стальным занавесом; он бьется об нее, как Хари, оставленная Крисом, бьется в «Солярисе» об обшивку спальни. Он не может ни объяснить, что это за дверь, ни узнать в изборожденных морщинами руках свои руки; ему ведом лишь маршрут его первой любви.

В целом фильм Оцпетека напоминает качеством крепкое итальянское кино 1970-х, не феллиниевско-антониониевские фантазии, а фильмы блистательных середняков вроде Коменчини и Моничелли, сюжеты которых интересно распутывать, а героям легко сочувствовать. Хотя в последние полчаса фильм вместо переживаний вдруг начинает предлагать клише и рецепты, картина Оцпетека впечатляет как образец урбанистического романтизма: жаркий черный воздух укладывающейся спать столицы, удаляющийся рокот мотоциклов, орущая из чьего-то магнитофона, как муэдзин с минарета, песню отчаяния Сезен Аксу. И как оазис надежды среди непроглядной южной тьмы — освещенное электричеством распахнутое окно. В окне склонились друг к другу два силуэта, мужчины и женщины.

Алексей Васильев
Афиша

Окно напротив

La finestra di fronte
Италия, 2003
Режиссер Ферзан Озпетек
В ролях Джованна Меццоджорно, Рауль Бова, Филиппо Нигро, Массимо Джиротти
(дублированный), 106 мин.

Комментарии (4)

  1. Нет, просто небольшая пауза, т.к. пока не могу писать об определенных вещах.

  2. Понятно… Честно говоря, очень интересно какой дальнейший путь развития вы выберите для компании… так что ждем новостей и “определённых вещей” :)