Метрополис / Metropolis
Культовый фильм Фрица Ланга. Фильм 1927 года… В картину вложено 7 млн. марок (1,68 млн. долларов), что составляет для 20-х годов колоссальную сумму, и фильм того стоит как с операторской, так и с режиссерской точки зрения.
«Метро́полис» (нем. Metropolis, 1927) — масштабная метафорическая и научно-фантастическая антиутопия, ставшая высшей точкой и завершением развития немецкого киноэкспрессионизма. Фильм стал бесспорной классикой и оказал огромное влияние на всё последующее развитие киноискусства.
Фильм начинается с эпиграфа: «Посредником между головой и руками должно быть сердце».
Действие фильма разворачивается в будущем. Огромный футуристический город разделён на две части — верхний «рай», где обитают «хозяева жизни», и подземный промышленный «ад», жилище рабочих, низведённых до положения придатков гигантских машин.
Фильм Фрица Ланга “Метрополис” — пожалуй, самый известный немецкий фильм периода немого кино. Это не только высокохудожественный и доступный для широкого зрителя кинодокумент времен Веймарской республики — фильм представляет собой и одну из первых в мировом кино фантазий о больших городах 20-го столетия. Эскизы к “Метрополису” по сей день часто используются в разработке концепций современных постановочных картин со сложными декорациями.
В судьбе этого фильма отражается извечная проблема немецкого кино: несовместимость творческих амбиций художника с коммерческим успехом картины. Гигантский проект, стремящейся к мировому признанию немецкой кинопромышленности не вызвал интереса у зрителей. В результате, почти сразу же после премьеры, компания — производитель внесла в “Метрополис” множество изменений, до неузнаваемости исказивших замысел автора. В целях обеспечения нормальной продолжительности фильма, “Метрополис” перемонтировали и сократили на тысячу метров.
Вокруг фильма сложился миф, побуждающий любителей кино во всем мире собираться на просмотры кинематографического “остова”, сохранившегося от “оригинального” “Метрополиса”. А историки кино в течение многих десятилетий занимались поисками удаленных из фильма эпизодов. Четвертая часть оригинальной версии фильма считается безвозвратно потерянной, в то же время новейшие исследования, проведенные по инициативе Фонда Фридриха Вильгельма Мурнау, показали, что из трех первоначальных оригинальных негативов фильма один, хоть и не полностью, но сохранился. В некоторых зарубежных архивах сохранились также оригинальные копии с утерянных оригинальных негативов.
Результатом всех этих изысканий явился еще один скомпонованный вариант фильма, представленный благодарной публике на кинофестивале в Берлине в 2001 году. В новой версии “Метрополиса” не только удалось частично восстановить оригинальную последовательность сцен. Благодаря цифровой обработке изображения впервые удалось обеспечить визуальное восприятие фильма на уровне премьерного показа 1927 года.
Факты:
Считается, что в массовых сценах были заняты около 30 тысяч человек, 11 тысяч человек для участия в массовке эпизода с Вавилонской Башней согласились побрить головы.
Фильм стал самым дорогим проектом за всю историю немецкого немого кино. Несмотря на громкий успех у критиков и вполне приличные сборы, он так и не смог окупить расходы на его производство и едва не стал причиной банкротства студии.
«Метрополис» был одним из любимых фильмов Адольфа Гитлера.
Фриц Ланг снял фильм по роману своей жены и соавтора Теа фон Харбоу. За камерой на съёмках фильма работал один из ведущих немецких операторов Карл Фройнд, который позже поставил в Голливуде несколько фильмов и как режиссёр — в том числе «Мумию» (1932).
В числе журналистов, освещавших для прессы съёмки фильма, был Курт Сьодмак, который впоследствии стал известен как писатель-фантаст, а затем и как продюсер и сценарист множества знаменитых голливудских трэш-фильмов.
Группа Queen использовала кадры из фильма для своего ретрофутуристичного клипа «Radio Ga Ga».
В 1996 году Алексей Айги написал и исполнил c ансамблем 4′33″ музыку к фильму.
В 2000 году известная французская авант-прог группа Art Zoyd записала саундтрек к фильму. Кадры из фильма демонстрируются во время концертов группы.
В 2001 в Японии режиссёром Ринтаро по сюжету Тэдзука Осаму был снят полнометражный фильм-анимэ «Метрополис» (Metropolis Robotic Angel, メトロポリス), сюжет которого лишь ассоциативно связан с фильмом Ланга.
А вот так делали спецэффекты в 1927 году…
Метрополис / Metropolis
Германия, 1927
Режиссер Фриц Ланг
В ролях Рудольф Клайн-Рогге, Теодор Лос, Альфред Абель, Бригитте Хельм
153 мин.
Премьера фильма состоялась в Берлине 10 января 1927 года.
В продаже в “Силе Ума”. Metropolis.
он не локализованный? сколько стоит?
А еще у немецкой группы Kraftwerk в альбоме 1978 года есть композиция, которая так и называется — Metropolis. Думаю с фильмом какая-то связь есть. Кроме того, есть такое подозрение, что Kraftwerk возможно использовали кадры из фильма Metropolis в своем клипе Trans Europe Express.
А чем нынче наша жизнь — не метрополь? К каждому автомобилю (читай — механизму) раб приложен, к каждому компьютеру — тоже. И все это объединено в глобальное информационное пространство, в котором различные центры силы формируют иллюзии. Центры силы — иерархичны. Классическая пирамида. Метрополь?
Короче, вавилонская башня — это и есть метрополис, наше существующее общество, глобальная римская империя. :)
Хотел купить, но сказали, что диска уже нет. Жаль.