21 июня в Сыктывкаре была реализована первая в истории коммерческая доставка пиццы с помощью дрона. Новость в буквальном смысле слова облетела весь земной шар. Об этом событии рассказали ведущие российские и мировые СМИ. Как мы добились такого PR-эффекта?
Мы не планировали какую-то масштабную PR-акцию специально, не разрабатывали какой-то хитроумный план действий, не нанимали специалистов, не раскручивали ролики на YouTube. Мы не потратили ни копейки на какое-то специальное продвижение. У меня просто не было времени, чтобы все это делать в перерывах между поиском инвестиций, привлечением талантливых сотрудников в компанию, запуском новых продуктов, открытием пиццерий, проектировкой Dodo IS и многого другого. Но при этом мы сделали несколько важных вещей, которые создали условия для того, чтобы медиа вирус распространился сам. Важно, что мы добились успеха благодаря “капиталу”, который был создан ранее. То есть сначала ты работаешь на создание некого “капитала”, а потом уже этот “капитал” дает тебе новые возможности.
В чем же заключается наш секрет?
1. Идея и позиционирование
Новость “доставка пиццы с помощью дрона” продает сама себя. Это событие из разряда сенсаций. Но в нашей истории случилась одна неожиданность. Мы начали проект в декабре 2013 года. Первые доставки планировали сделать в феврале 2014, затем срок сместился на март, потом на май. В мае ребята из CopterExpress уже были готовы доставлять, но случилась непредвиденная проблема с ПО, управляющим дроном, и они уехали в Москву. И через неделю, как они уехали, мировая пресса взорвалась новостью о том, что индийская пиццерия начала доставлять пиццу по воздуху. Казалось бы, мы уже не будем первыми и наша доставка не привлечет внимания, но я нисколько не расстроился. Дело в том, что в индийцы сделали обычный постановочный рекламный ролик, но пресса не обращала внимания на такие детали. Иногда журналисты так хотят сенсацию, что сама новость становится всего лишь поводом. Для того, чтобы обратить на себя внимание, нужно было правильно подать нашу новость.
Мы не снимали постановочный рекламный ролик. Мы готовили реальную коммерческую доставку пиццы с помощью дронов с настоящими Клиентами, с настоящими заказами, пиццами, деньгами и городом. Мы подготовили работающую в существующих условиях бизнес-модель, а наши партнеры из CopterExpress — технологии. В этом и была наша уникальность. Именно эту уникальность надо было донести в ролике.
Это первая настоящая коммерческая доставка пиццы с помощью дронов.
2. Качественный контент
Как я уже говорил, PR-акция не была главным мотивом проекта доставки дронами. Главным мотивом был интерес, желание поддержать прогресс и парней из CopterExpress, но при этом я, конечно, понимал, что при правильном подходе из всего этого можно сделать отличный маркетинг. Как только наш проект перешел в активную фазу, я пригласил в команду талантливого режиссера рекламных роликов из Сыктывкара Сергея Сенькина. Сергей должен был снять первую доставку и сделать документальный фильм о том, как мы запускали проект. Я знал, что он сделает крутые ролики и поймет меня с полуслова. И Сергей знал, что со мной можно работать, не тратя время на договор и предоплату. Это и есть сила личного делового network, который формируется годами.
3. Аудитория
Только в одной группе “Додо Пицца Сыктывкар” в социальной сети вКонтакте более 15 тысяч участников. У моего личного аккаунта вКонтакте — около 4 тысяч подписчиков, в Facebook — более 4,5 тысяч, в Twitter — 5 тыс. Посещаемость блога sila-uma.ru — около 15–20 тыс. уникальных пользователей в месяц, еще надо добавить подписчиков зеркала блога в ЖЖ и любителей RSS-лент.
Этот “социальный капитал” формировался постепенно. Большой охват аудитории дает возможность быстро распространитьcя качественному контенту. Можно сделать что-то очень крутое, но об этом никто не узнает, если вас никто не читает. 21 июня уже в 18:20 Агентство “Телеграф” написало о том, что мы планируем в 20:00 начать доставку пиццы с помощью коптеров. Стоит отметить, что я до этого никогда не слышал о “Телеграфе” :) Как только первые очевидцы стали публиковать вКонтакте видео с места событий, вирус начал распространяться еще сильнее. Видео ролики “репостили” — новость сама долетела до журналистов. На следующий день в воскресенье 22 июня в 10:21 новость разместило агентство FlashNord, а затем в 11:33 Lenta.ru и тут началось…
4. Скорость
Вечером 21 июня, когда я увидел, что ролик, снятый первыми Клиентами, начинает распространяться в Сети, понял, что нам нельзя терять ни секунды. Нам нужно было на следующий день выдать красивый ролик о нашей первой доставке, иначе время будет потеряно. Я попросил Сергея сделать ролик к утру. И Сергей совершил подвиг. Он за ночь сделал прекрасный ролик, в котором мы очень четко отразили нашу бизнес-модель и уникальность события.
5. Материалы для прессы
Чтобы работа у прессы пошла быстрее, нужно сделать немного работы за прессу заранее. На следующий день, как только был готов ролик, я написал заметку в блоге, где подробно рассказал о нашем проекте, приложив видео и фотографии. Мы сделали описание к ролику на английском языке, где очень четко было сформулировано то, что мы сделали:
The future is here. Dodo Pizza company started the first commercial pizza delivery using copters. Everybody who previously announced about pizza delivery by copters was just shooting advertisement videos. We made business on it. We overcame technical difficulties and created an operating business model where pizza delivery is interconnected with the show and active sales…
Все. Дальше вирус развивался сам.
В понедельник 23 июня с нами связались крупные информационные агентства ИТАР-ТАСС, Reuters, AFP France Presse, Assosiated Press, международный телеканал Russia Today (агентство Ruptly) и началось. Во вторник новость вышла за пределы России и попала на ленты крупнейших мировых СМИ и к концу рабочей недели она распространилась на весь мир — долетела до Азии, Африки, Южной Америки.
Ровно через неделю мы опять попали на главную страницу Lenta.ru. Теперь уже нам помогли не дроны, а сыктывкарская прокуратура и вирус начал новую жизнь.
Чтобы вы поняли масштабы этого медиа-вируса, приведу ссылки на некоторые материалы только в известных изданиях, доступные в Интернете. Всего вышло около трех тысяч публикаций в различных СМИ по всему миру.
Россия: первая волна
Россия: вторая волна
Мир
Еще мир, экзотика:
Это не последняя новость о “Додо Пицце”, которую узнают за пределами России. Мы создаем мировой бренд. Уже в августе заработает первая Dodo Pizza в Евросоюзе — в Румынии. Создавайте вместе с нами глобальную компанию — инвестируйте в Додо. Сегодня инвестором может стать каждый, ведь минимальная сумма инвестиций — всего 300 тысяч рублей.
Продолжение следует.
Отлично! Поздравляю с успехом.
Только в ролике Таиланд неправильно написан.
Браво, Федор! Мы присутствуем при том, как творится новейшая история российского бизнеса.
Вы же писали, что у вас очередь стоит, из инвесторов.
А тут опять приглашаете…
Супер, это просто сногсшибательно! Молодцы, ребята, и это ещё ведь только начало, так держать!!
Денис, пока мы не соберем нужные нам 80 млн., будем приглашать. Я писал про заявки, про очередь, где вы прочитали? Последние данные про привлеченным инвестициями есть в конце вот этой заметки. Сегодня опубликую актуальные данные вместе с отчетностью за июнь.
Молодцы!!! Вот это реально Партизанский маркетинг. Минимум затрат — выхлоп огромен.
Кстати, первая волна на Хабрахабр тоже попала.
Фёдор, поздравляю! =) Повлиял ли такой успешный вирус, на количество предложений по франшизе, в том числе международной?
Chamie, спасибо, добавил!
Новость о Сыктывкаре разлетелась на весь мир. Наверное в первый раз наш город стал в центре внимания. Теперь ждем туристов, паломников и любителей пиццы со всего мира. Вот она фишка и изюминка нашего города. В любом случае — спасибо!!! Хорошая идея, правда конечно, без юридической базы — но все-таки хорошая получилась вирусяка )))
Новость о Сыктывкаре разлетелась на весь мир. Наверное в первый раз наш город стал в центре внимания. Теперь ждем туристов, паломников и любителей пиццы со всего мира. Вот она фишка и изюминка нашего города. В любом случае — спасибо!!! Хорошая идея, правда конечно, без юридической базы — но все-таки хорошая получилась вирусяка )))
Отлично. Год назад я сам подал Федору эту мысль, тогда надо мной в этом блоге все смеялись ;)
Ребята, если вы такие креативные и успешные, займитесь чем-то полезным в рамках человечества или страны.
Кому глобально хорошо от вашей пиццы? Идите в медицину, в борьбу с коррупцией, дайте работу безработным и т.п
Ваша сегодняшняя цель — рвзвитие пиццерий, неверная. Не тратьте время и силы.
Посмеялся с комментария Алекса. Друг, глобально хорошо от этой пиццы нам. Мне доставило огромное удовольствие есть лучшую пиццу в городе с открытым качественным сервисом. Такие бизнесы вдохновляют других, дают стимул. А если не вдохновляют, то не делают мир хуже точно. Например вы, поев свежую вкусную пиццу, не отравленную плохой кухней и больным туберкулезным курьером, завтра сделаете открытие для всей планеты (ведь об этом вы мечтаете?), а так можете отравиться и не порадовать человечество. И всем будет грустно что такой молодой и талантливый ученый, который ничего еще даже открыть то не успел, отравился пиццей «От Жорика». В общем не нужно завидовать чужим успехам. Это будет ваш вклад в планетарное развитие цивилизации.
Интересно, а они что, по-вашему, не создают рабочих мест?! Или рабочие места — это таинственная особенность медицинской отрасли и органов “борьбы” с коррупцией?!
Каждый должен заниматься тем, в чем чувствует себя комфортно. И прежде, чем орать о чужих успехах, подумай о своих — что конкретно ты сделал “полезн(ОГО)ым в рамках человечества или страны.”
Не несите чушь!!!