Схема. Часть 4

комментариев 7

Я понимал, что времени осталось очень мало.
До появления “федералов” мы должны были занять рынок. 

Летом в наш город приехал представитель компании “Лабиринт”. Он “по-секрету” сообщил, что “Топ-Книга” уже давно собирается в Сыктывкар. 

В его голосе была уверенность — мы обречены на поражение, “Топ-Книга” — непобедимый монстр по сравнению с любыми региональными игроками. Когда столичный менеджер узнал, что нашей компании нет еще и года — в его глазах появилась улыбка. На самом деле я был даже рад, что нас не рассматривают всерьез. Я знал — мы будем бороться за наш родной рынок как никто другой. Мы очень сильные конкуренты, у нас нет федеральных ресурсов, но у нас есть идеи и энергия…

Я поставил перед собой и компанией задачу — до прихода “федералов” создать сеть универсальных книжных магазинов под одним брендом. 

“Сила Ума” должна была стать специализированным книжным магазином, а массовым форматом — “Книга за книгой”, аналог федерального “Книгомира”.

Мы должны были не только быстро открыть красивые и комфортные магазины в лучших местах, но создать сильный региональный бренд. 

Времени на исследования не было…
При создании новой торговой марки, я исходил из двух главных принципов:

1) В названии массовой книжной сети должно присутствовать слово “книга”. Почему? Любой человек, проходящий по улице, должен сразу понять, что в этом магазине продаются книги. При этом название должно быть красивое и не банальное, как, например, “Книгомир” (даже в Сыктывкаре уже есть “Книжный мир”… :)

2) Фирменные цвета должны отличаться от всех известных федеральных книжных сетей. Я выбрал черный и желтый.

Книга за книгой

Так появилась “Книга за книгой”. В ближайшее время я расскажу как мы работали над логотипом и что было сделано для продвижения бренда в регионе…

Когда точно придут “федералы” я не знал — может через месяц, а может через две недели?

Летом мы открыли магазин в Эжве. С середины июля готовили второй магазин “Книга за книгой” в центре Сыктывкара. Для нас это был очень большой проект. До этого мы еще не открывали магазинов в отдельном помещении на 1 этаже. Магазины в торговых центрах открывать гораздо проще. Здесь же приходилось решать гораздо больше вопросов — ремонт, сигнализация, проведение интернета и телефона…

Сентябрь

Параллельно с развитием вширь, необходимо было развиваться вглубь. Росли объемы — менялась схемы управления ассортиментом, логистика, финансы… 

В сентябре мы с Натальей посетили книжную выставку (24). Мы ехали туда с новой концепцией закупок. Мы приняли решение уйти от компаний-оптовиков к издательствам. Это был логичный шаг. Мы были уже не маленькой компанией, которой было удобно покупать все у одного поставщика. Нам нужны были издательские цены и независимость от оптовых дистрибьюторов, в том числе и “Топ-Книги”.

13 октября, в первый день продаж нового Гарри Поттера, открылся магазин “Книга за книгой” на ул.Карла Маркса в Сыктывкаре (25). Мы сделали все, чтобы открыться именно 13 октября. Выкладка книг шла паралельно монтажу потолка… но мы успели. 13 октября — стал лучшим днем нашей розницы, не считая 30 декабря. 

В ноябре началась единая рекламная кампания сети “Книга за книгой” (26).

В декабре мы открыли первый книжный магазин за пределами Сыктывкара — в городе Воркуте (27). Воркута — это второй по величине город в Республике Коми. Это был наш первый шаг к освоению рынка за пределами Сыктывкара.

Еще осенью мы ввели в ассортимент всех наших книжных магазинов прессу, а в конце декабря приняли решение развивать независимую розницу по прессе нового формата, но это уже другая история…

Итак, мы успели до прихода “федералов” увеличить свое присутствие на рынке и первыми вывести на региональный рынок массовый книжный бренд. Теперь необходимо было усилить наши позиции в Сыктывкаре и укрепить внутреннюю структуру. Об этом я расскажу в ближайшее время. 

Итак, почему же у нас получилось? Мы не теряли время. Ни секунды. Мы быстро принимали решения. Выделяли приоритеты на каждом этапе и направляли туда всю энергию. Везде, где возможно мы стремились выжать 100% эффекта. 

Я никогда не относился к деньгам инвесторов, как будто они упали с неба. Все, что мы получили от партнеров кроме стоимости 50% существовашего бизнеса, это процентные займы, а ими надо пользоватья эффективно, так же как и временем.

И, конечно же, не обошлось без удачи. Мы быстро находили помещения, быстро договаривались…

Вас, наверное, удивит, что я пишу “мы”. Кто “мы”? Мы — это наша компания, тот кто работал и работает со мной. 

Наверное, со мной сложно работать. Я требую 100% отдачи. Вчера утром я встретил друга, он работал раньше в нашей компании. Он ушел от нас на другую спокойную работу, ушел хорошо и красиво.

Я сказал: “Мы сейчас открываем магазин, оборудование для которого было собрано за одну ночь! Валерий Малышев, наш менеджер по развитию, обещал сделать всё в срок и сделал. Он знал, что утром придут люди на выкладку и от него зависит очень многое — и сделал. Я очень горд, что со мной работают такие люди…” 

Наш бывший коллега сказал мне: “Федор! Ну, почему нельзя без этого..? Почему нельзя, что бы было все как у людей — без ночных смен, без мозолей на руках?…” Я ничего не ответил. Если вы хотите достичь сверхрезультата, разве можно идти обычным путем? Ведь именно сейчас нам нужен прыжок… потом будет поздно.

Один читатель блога спросил меня: ты специально придумал историю про “федералов”, чтобы создать для компании внешнюю угрозу, врага, раздражитель? А вы как считаете?

Комментарии (7)

  1. Зачем специально использовать резервные возможности людей? Я считаю, что “федералы” существуют :) Кстати уже конец февраля, они пришли на ваш рынок?

  2. Я верю в то, что все случается вовремя. Поэтому “федералы” скорее всего существуют, но ваши действия вполне могли изменить их планы.
    На счет “а не могли бы вы как все, без ночных смен”. Видимо школа ГМ дает знать, я когда устроилась в Питере на работу, я была готова работать на 200% и сразу предупредила свою “половинку”, что такая работа и подразумевает и работу по выходным, и срочные командировки и головоломки над проектами… НО каково же было мое разочарование, когда выяснилось, что основной коллектив компании давно сдулся, и если нет прямых указаний он играется в онлайн игры и позволяет себе приходить к 12…
    ПРи этом руководство считает, что значит и зарплатные обязательства можно выполнять на свое усмотрение.
    Хуже нет, когда азарта от работы нет, а тебя воспринимают винтиком, который можно то ослаблять, то подкручивать.
    Просто есть люди другого склада, они хотят с 9 до 6 спокойный ритм — люди разные важны, люди разные нужны.
    Жду продолжения.

  3. Полагаю, федералы придут — не так, так иначе. У них — стратегия, у тебя — тактика. Думаю, они в крайнем случае дадут тебе или твоему партнеру финансовое предложение, от которого будет сложно отказаться. Во всяком случае, такова логика глобального стратегического бизнеса. Старт-апам рады, старт-апам платят.

  4. Очень интересные посты… спасибо автору, представляю каких трудов стоило только подготовить это… :Ы))

    “Федералы” прям как в “Побеге из тюрьмы”… они наблюдают за нами… ils nous observent… ^)

  5. Федералы сначала дали товарный кредит, на который и было создано 50% описанного тут, а потом были кинуты на деньги!!!
    Очень неприятно! Очень красивый блог! Не очень красивая политика.

  6. “Так подай на меня в суд!” (с)
    Кто именно и как кинул федералов? Что именно Вам не понравилось в политике?