Как суд закрыл нашу пиццерию

комментариев 78

Вчера суд постановил закрыть «Додо Пицца и кофе» в Сыктывкаре, потому что там нет туалета. Как только мы получим постановление суда, пиццерия будет закрыта. В этой заметке я расскажу, почему мы совершили ошибку, как пытались предотвратить худший вариант развития событий и что теперь будет дальше. 

По действующему законодательству туалет должен быть абсолютно в каждом заведении общественного питания, вне зависимости от размера, наличия посадочных мест, особенностей расположения, ассортимента. Эта норма перекочевала в российские законы из советских времен, когда понятия “стрит-фуд” в его современном понимании не существовало.

Вы наверняка можете вспомнить немало заведений, в которых нет туалета. Этот закон и правда часто не соблюдается. В Москве даже крупные сети открывают заведения в формате “стрит-фуд” без туалетов. Есть такие кафе и в Сыктывкаре. Они работают годами, и ни у кого к ним не возникает претензий.

23040998834_738987374e_k

Проектируя «Додо Пицца и кофе», мы ориентировались на практику применения устаревшего закона, и здравый смысл. Когда готовую еду продают в ларьке у метро или фудтраке в столичном Парке Горького, никого отсутствие туалета не смущает. Наш формат — пицца кусочками и кофе — по сути мало чем отличается. У нас нет посадочных мест, мы ориентированы на продажу еды и напитков на вынос. При этом помещение кафе очень маленькое. 

Приняв во внимание все эти факторы, мы решили открыть пиццерию без туалета для гостей. Мы решили, что нашу пиццерию без посадочных мест нельзя считать стационарным заведением общественного питания. Это было ошибкой.

23643072466_875ea15e89_k

23 декабря Роспотребназдор вынес нам предписание о закрытии «Додо Пицца и кофе» до устранения нарушений. Окончательное слово должен был сказать суд. Мы рассчитывали, что он состоится после Нового года. Тем временем стали прорабатывать все возможные решения проблемы, чтобы избежать закрытия.

Вскоре стало понятно, что вариантов не так и много. Ни установка биотуалета на улице, ни договоренность с владельцами соседнего помещения, где есть туалет, нам не помогли бы. Если трактовать закон строго, то единственный вариант — строить туалет в кафе. Мы приняли эту реальность и начали заново проектировать помещение. Но тут оказалось, что времени у нас нет: суд назначали на 29 декабря.

23373499740_9bf4620bc0_k

Мы решили демонтировать все наши стойки, за которыми гости могли съесть пиццу в самом помещении. Таким образом «Додо Пицца и кофе» превращалась из кафе без посадочных мест в магазин готовой еды. Мы рассчитывали, что в этом случае у суда не будет к нам претензий. Кроме того, мы начали строить туалет и надеялись, что это тоже будет учтено. Однако суд не принял наши доводы и решил приостановить работу пиццерии на 45 дней — пока мы не устраним нарушения.

В разных странах мира по-разному подходят к решению туалетного вопроса. Где-то наличие ванной комнаты обязательно, где-то это остается на усмотрение владельцев. Я лично считаю этот закон бессмысленным. Многие люди используют санитайзеры для дезинфекции рук. Мы выдавали каждому нашему гостю бесплатно дезинфицирующие салфетки для рук. Выпить кофе и съесть кусочек пиццы можно за десять минут — это не то время, которое требует обязательного посещения ванной комнаты.

Думаю, выбор следовало бы оставить за гостями — если им важен туалет, они просто не будут ходить туда, где его нет. Такие вещи может регулировать конкуренция и рынок. Куда хуже, когда существует запрет, который не учитывает специфики разных заведений. Совсем плохо, когда он применяется выборочно, как это происходит сейчас, когда закрывают одно кафе и позволяют спокойно работать другому. Условия должны быть одинаковые для всех.

23669180365_decb995eed_k

Однако я благодарен тому, что с нами это случилось. Мы получили важный урок, который запомним, надеюсь, навсегда.

Каким бы ни был закон и как бы много ни было компаний, которые его нарушают, «Додо Пицца» должна его соблюдать.

Мы с первого дня работы педантично соблюдаем все, даже абсурдные, санитарные правила, потому что считаем, что в этом вопросе лучше перестраховаться, чем где-то недоглядеть. И в других вопросах мы должны быть настолько же педантичны. «Додо пицца» стала серьезной компанией, которая привлекает внимание. Мы должны делать все возможное, чтобы к нам не могло возникнуть никаких, даже минимальных, претензий со стороны любых властей, и не только в России. Только так можно построить действительно большой и процветающий бизнес.

23373395200_ed5090de53_o

Что дальше будет с «Додо пицца и кофе»? Мы сделаем небольшую пристройку для того, чтобы разместить в ней туалет. Однако это может занять время — нужно будет ее не только построить, но и предварительно согласовать. Поэтому первым делом мы построим небольшой временный туалет на существующей площади, чтобы как можно скорее открыться снова.

Жители Сыктывкара уже начали привыкать к тому, что в любое время дня можно быстро съесть вкусную и горячую пиццу и выпить кофе. Хочу принести им извинения за то, что из-за нашей ошибки они будут лишены этой возможности на некоторое время. Мы делаем все возможное, чтобы исправить нарушения, выявленные Роспотребнадзором. Надеюсь увидеть вас снова в 2016 году.

Что касается формата «Додо Пицца и кофе», у нас на него по-прежнему большие планы. Подробности — в следующих постах.

23560525282_669ac4820b_o

P.S. А вот так решает вопрос туалета McDonalds в центре Амстердама. Фото сделано мной в достаточно большом McDonalds осенью 2015 года. К вопросу об особенностях законодательства в разных странах.

image

P.S.S. Планируем к 10 января, к первому рабочему дню судебных органов, уже построить туалет для гостей. 

Было:
Снимок-экрана-2015-08-31-в-16

Станет:
Снимок экрана 2015-12-31 в 12

Update 10 января 2016 года

За январские праздники мы построили в маленькой “Додо Пицца и кофе” большой туалет, который может использован и гостями с ограниченными возможностями. Уже завтра 11 января мы готовы начать работу, но суд приостановил работу нашей пиццерии на 45 дней. Завтра мы узнаем, как быстро можно добиться решения суда о возобновлении деятельности. Завтра утром наши ходатайства будут в Роспотребнадзоре и суде. За январские праздники мы уже потеряли 300–400 тысяч рублей выручки, каждый потерянный день работы для нас это прямые убытки.

IMG_5679

Update 11 января 2016 года

К нашему большому сожалению, быстро возобновить работу “Додо Пиццы и кофе” не получилось. Заседание суда, на котором будет рассмотрено наше ходатайство о возобновлении работы, состоится только 15 января. И это, как нам сказали, еще очень быстро. Надеемся, что 15 января мы получим разрешение на работу. Продолжение следует.

Update 15 января 2016 года

15 января сыктывкарский суд не удовлетворил наше ходатайство о возобновлении работы “Додо Пиццы и кофе”. Мы выполнили требование суда и построили в январские праздники туалет для гостей, который, кстати, может быть использован и людьми с ограниченным возможностями. Но, к сожалению, суд не разрешил нам открыть пиццерию, потому что мы не представили акт о том, что туалет в пиццерии годен для эксплуатации. 

Туалет был готов еще 11 января. В первый же рабочий день туалет был осмотрен представителем Роспотребнадзора и мы направили ходатайство в суд с просьбой о возобновлении работы. К сожалению, представленных нами фотографий и мнения Роспотребнадзора не было достаточно, чтобы суд разрешил нам снова начать работу. 

Сейчас нам необходимо предоставить акт, что наш туалет это не муляж и он действительно введен в эксплуатацию. Вроде такой акт мы можем составить мы сами, но мы решили перестраховаться и составить такой вместе с проектной организациями, которая может компетентно заявить, что наш туалет настоящий. 

К сожалению, пиццерия пока будет закрыта. Продолжение следует.

Update 18 января 2015 года 17 часов 45 минут

По радостным крикам в офисе я сразу все понял! Только что сыктывкарский суд разрешил “Додо Пицце и кофе” возобновить работу. Ура! Через 20 минут мы начинаем снова печь пиццу и варить кофе. Правозащитник Эрнест Мезак 40 минут пытался убедить судью, что доказательств реальности существования туалета недостаточно. Но мы все же смогли убедить судью в обратном. Спасибо всем, кто поддерживал нас! Спасибо, друзья!

Почему у нас закрывали пиццерию: тут и тут.

Комментарии (78)

  1. У нас нет посадочных мест, мы ориентированы на продажу еды и напитков на вынос.

    Фёдор, а есть реальные примеры года гости покупали один кусок пиццы и уходили с ним на улицу? Сколько не смотрел видео — все едят в помещении. Так что это полноценное маленькое кафе.

  2. Федор, понятна ваша досада, но…
    =Проектируя «Додо Пицца и кофе», мы ориентировались на практику применения устаревшего закона, и здравый смысл.=
    и
    =Я лично считаю этот закон бессмысленным=
    Вы ведь сами с помощью своей SMM-активности надели на себя маску продвинутого предпринимателя, а не кондового барыгы.
    Так двигайте “лучшие практики” не где-нибудь в штатах и Китае, а у себя дома — в Сыктывкаре и не завтра, а сегодня!
    Почему вы считаете, что Макдак с бесплатным и чистым туалетом — это устаревший подход к бизнесу, а для себя и своих клиентов (тех, которые “в потоке”, креаклы и т.п. носителей выручки) довольствуетесь разбором перегородок и закосом под кулинарию. Будьте лучшими во всем.
    З.Ы.: В очередной раз убеждаюсь, что ваши первые мысли и идеи — самые верные, а то, что вы постоянно отходите от первоначального плана — большая ошибка, которая стоит вам нервов, времени и денег. Перечитайте ваши записи старта проект и подумайте, почему работа исключительно на доставку была гениальной идеей и фирменной фишкой Додо.
    З.З.Ы: А пицца ваша самая лучшая в городе, это да

  3. Как сделаете туалет, отдезайните его в стиле Роспотребнадзора, чтобы люди знали всю суть этой организации, посещая его.

  4. Фёдор,
    Пока не поздно, проанализируй ситуацию в Москве, где сейчас стали сносить незаконные постройки у Метро. (У Варламова был такой пост в блоге)
    Попадаются даже капитальные здания в 2–3 этажа, с правом собственности.
    Ваше здание, похоже, вписано на пустой пяточек, пристроено кое как к магазину. Если тенденция московская дойдет до ЫЫ — могут выселить и снести.

  5. Почему вы считаете, что Макдак с бесплатным и чистым туалетом — это устаревший подход к бизнесу, а для себя и своих клиентов (тех, которые «в потоке», креаклы и т.п. носителей выручки) довольствуетесь разбором перегородок и закосом под кулинарию. Будьте лучшими во всем.

    Олег, мы исполним решением суда. Мы найдем решение и построим большой туалет в этой маленькой пиццерии. Этот туалет будет приспособлен и для людей с ограниченными возможностями, поэтому он не может быть маленьким. Более того мы постепенно перестроим все наши туалеты во всех пиццериях, чтобы они подходили и для инвалидов. 

    Есть два момента. Первое. Я считаю, что с точки зрения здравого смысла туалет именно в “Додо Пицца и кофе” не нужен. Это стрит-фуд. Старый закон ограничивает развитие стрит-фуда. В некоторых помещениях на два столика просто невозможно открыть туалет. Нужен ли туалет в маленькой кофейне, которая продает кофе с собой и где есть стойка, на которой можно выпить кофе? Нужен ли туалет в маленьком павильоне, где продаются хот-доги? Будет ли город лучше от того, что в нем будет больше хороших точек стрит-фуда? Действительно ли нужен туалет в таких маленьких точках?

    Второе. Этот закон повсеместно нарушается в России. Могу назвать с десяток заведений в Сыктывкаре, которые тоже можно было бы закрыть. Я был в Хельсинки в пиццерии “Коти Пицца”. В маленькой пиццерии был огромный туалет, приспособленный для людей с ограниченными возможностями. Это дорого для бизнеса. Но все принимают. И это правильно. Но! В Финляндии все выполняют законы. Все в равных условиях. Нет ни у кого конкурентных преимуществ. 

    И важно отметить, мы не планировали целенаправленно нарушать закон. Мы открыты и понимаем, что к нам особое внимание. Как я уже писал в заметке, мы понадеялись на трактовку закона, ориентируясь на опыт московских стрит-фудов. Если в “Крошке-Картошке” нет туалета, значит их трактовку закона принимает РПН? 

    Да, мы ошиблись. Исправимся. И сделаем все так, чтобы у нам не было никаких вопросов. Учимся на ошибках.

  6. Но самое плохое во всей этой новости вот это:

    23 декабря Роспотребназдор вынес нам предписание о закрытии «Додо Пицца и кофе» до устранения нарушений.

    Фёдор только 29 числа опубликовал, что есть проблемы, когда уже был суд.
    Возможно, кто-то бы мог дать юрид. консультацию ранее, если бы не скрывали проблемы.

  7. Евгений, никто не скрывает проблемы. У нас своего информагентства нет, чтобы новости публиковать в онлайне :)

  8. Мы найдем решение и построим большой туалет в этой маленькой пиццерии.

    То есть — вы не сдадитесь и будете до “последнего патрона” отстаивать формат “Пицца и Кофе” на “кольце”?

  9. Евгений, никто не скрывает проблемы. У нас своего информагентства нет, чтобы новости публиковать в онлайне

    Я не про инф.агенства.
    Можно было в ФБ или ВК написать и попросить помощи.
    Враги бы позлорадствовали, но настоящие друзья могли бы и посоветовать с чем идти в суд.

  10. Евгений, а какой помощи просить? Мы проработали все решения — начали действовать. Суд так решил. И дела розничной компании — не единственное, что происходит в бизнесе. Никто просто не ожидал, что сразу закроют пиццерию. Готовились к тому, что нам дадут время на устранение и мы устраним нарушения.

  11. То есть — вы не сдадитесь и будете до «последнего патрона» отстаивать формат «Пицца и Кофе» на «кольце»?

    Сдаваться не в наших правилах. Можем фиксировать убытки, но не сдаваться. А что не так с “Додо Пиццей и кофе”? Формат — отличный, много еще работы там, есть уверенность в его успешности, есть большие планы. Построим туалет и продолжим работу.

  12. Сдаваться не в наших правилах.

    Я не про сдачу. Я про ваше упорство победить любой ценой.

    Формат — отличный, много еще работы там, есть уверенность в его успешности, есть большие планы. 

    Согласен. Но еще в самом первом посте про П&К писал, что не надо путать ХХХ где популярен стритфуд и ЫЫ. В Москве, на вокзалах — где много голодных туристов — будет отличным решением.

    Никто просто не ожидал, что сразу закроют пиццерию. 

    Вот в этом то и проблема. Вы не рассмотрели все риски.
    А может быть были и решения — тут я не юрист, из пальца высасывать идеи не буду.

    Я специально пишу в этот блог иногда самые страшные варианты развития событий. Именно для того что бы кто то из Додо прочитал и принял меры.
    Я на вашей стороне, у меня прямой финансовый интерес что бы компания Додо завоевала весь мир!

  13. Построим туалет и продолжим работу.

    Забыл приписать:
    #УТебяНичегоНеПолучиться

    Удачи!

  14. Теперь пицца и кофе всегда будут с туалетами? Я имею ввиду другие точки, например, в Москве?

  15. Больше половины частных предприятий платят ЗП в конвертах.
    С точки зрения здравого смысла лучше платить вчёрную, ведь налоги уходят вникуда или разворовываются, а сэкономленные средства можно пустить на увеличение ЗП сотрудникам или развитие бизнеса.
    Раз все не соблюдают, зачем ДоДо это соблюдать?

  16. Раз все не соблюдают, зачем ДоДо это соблюдать?

    Здравые советы кончились, начинаем троллить? ))

    Ну тогда предлагаю Фёдору стать депутатом, что бы профессионально “крышивать” свой бизнес. Как один из пунктов программы — закрыть все точки конкурентов без туалета!

    Как сделаете туалет, отдезайните его в стиле Роспотребнадзора,

    Да что уж мелочиться, перестроить все здание в самый шикарный туалет Сыктывкара, в мраморе и с попугаем. (См “про бизнесмена Фому”)

  17. Раз все не соблюдают, зачем ДоДо это соблюдать?

    Дорогой Андрей, не думаете, что это разные вещи? Вы считаете, что в кофейни с двумя столиками обязательно должен быть туалет? А зачем? Вопросы гигиены рук можно решить санитайзером и специальными салфетками.

  18. Да не, просто парни расслабили булки. Бывает. Но это и хорошо, как там говорят в народе: за одного битого двух небитых дают.
    И это, стесняюсь спросить, а персонал куда все это время по нужде ходил?

  19. а персонал куда все это время по нужде ходил?

    В ведро?

    Для особо настырных у них туалет с другой стороны, для персонала.

  20. Для особо настырных у них туалет с другой стороны, для персонала.

    так есть туалет или нет?

  21. Но это и хорошо, как там говорят в народе: за одного битого двух небитых дают.

    А любимое бизнес-издание предпринимателя — собрание высказываний основателя Panasonic Коносоке Мацуситы. Одно из них висит тут же в офисе в рамочке: “Принимайте успех как подарок судьбы, а неудачу как недостаток усилий”. (Из Варламова)

    так есть туалет или нет?

    Есть, для персонала. Я уже спрашивал давно.

  22. Проектируя «Додо Пицца и кофе», мы ориентировались на практику применения устаревшего закона, и здравый смысл. Когда готовую еду продают в ларьке у метро или фудтраке в столичном Парке Горького, никого отсутствие туалета не смущает. Наш формат — пицца кусочками и кофе — по сути мало чем отличается. У нас нет посадочных мест, мы ориентированы на продажу еды и напитков на вынос. 

    Вы считаете, что в кофейни с двумя столиками обязательно должен быть туалет?

    Думаю, что Фёдор не прав. Стандартный фудтрак от П-н-К сильно отличаются. Не выполняется правило “одной руки”, да и покупатели входят внутрь помещения, а не покупают через “окно” снаружи. Ну и сами гости однозначно решили что это мини кафе и все съедали внутри, за стойкой.

  23. так есть туалет или нет? 

    Есть, для персонала. Я уже спрашивал давно.

    тогда это обычная глупость и жлобство.

  24. тогда это обычная глупость и жлобство

    Ты план посмотри — до него покупателю надо идти за прилавок, через всю кухню и склад. Он там в самом дальнем углу.

  25. Ты план посмотри — до него покупателю надо идти за прилавок, через всю кухню и склад. Он там в самом дальнем углу.

    жлобство и глупость — не сделать доступный клиентам туалет при наличии канализации и воды.

  26. Алена, а как обстоят дела с этим мокрым делом в США? Можна буфет без тубзика запустить али нет?

  27. Можна буфет без тубзика запустить али нет?

    В Америке они тоже запускаются без туалета для гостей.

    Можно или нельзя — узнаем позднее. Может быть, белым американцам можно, а “понаехавшим” — нет.
    Но такое в правилах не напишут.

  28. В Америке они тоже запускаются без туалета для гостей.

    ну там же только доставка? или зал тож есть?
    ЗЫ карты-схемы не изучал, мне оно надь? я ж не инвестор

  29. ну там же только доставка? или зал тож есть?

    Доставка и самовывоз.

    Но если какой-нибудь местный бомжик начнет грызть пиццу прямо за прилавком — что они будут делать? Выставят его на улицу? Там через дорогу церковь — пусть там сходит в туалет и заночует?
    Хотя, если в Оксфорде нет бомжиков, то зачем им туалет?
    У них и на улицах так чисто, что не нужен пылесос дома.
    И на видеокамерах можно съэкономить, никаких грабежей по ночам. Постер с кровавым тираном отпугнет как перцовый пистолет.

  30. Додо сами себе понятия подменили и посчитали, что прокатит. Обычная чисто русская тема: “не, ну а чо. Вон у Васи так же и норм, работает”.

    Вы наверняка можете вспомнить немало заведений, в которых нет туалета. Этот закон и правда часто не соблюдается

    Бред. Я знаю только одно заведение, которое у нас в городе с натяжкой можно подогнать под ваш формат, и которое без туалета. Все остальные заведения по типу “стрит фуд” без туалета просто не пускают к себе внутрь и продают еду через окно.

    То единственное заведение без туалета называется суши шоп. Они позиционируют себя как суши на вынос без доставки, но у окон есть стойки со стульями (для ожидания заказа) и при большом желании там можно перекусить. НО. Сколько раз я мимо проходил, ни разу не видел людей, которые там едят. Люди зашли, назвали номер заказа, ушли.

    У Вас же наверняка никто не берет кофе и пиццу с собой, все едят на месте. Поэтому суд посчитал, что никакой вы не стрит фуд, а обычное кафе, где должен быть туалет. А стрит фудом вы себя сами назвали. Раз у Вас стрит фуд на вынос, закрывайте помещение, ставьте ларек с 3 подносами и выдавайте куски через окно. 

    Я про ваше упорство победить любой ценой.

    Ага, интересно было бы увидеть их бп с планами по окупаемости вложений.

    Мы то все понимаем, что это часть системы и все такое, но если рассматривать ее как обособленную точку для генерации какой-то прибыли, то пока там только грусть и печаль.

  31. Давайте посчитаем. Достаем счеты и поехали:

    Представим, что вложения в строительство “стрит фудной” точки у нас 3 млн рублей. Мы, как порядочные бизнесмены, насмотревшись и начитавшись бизнес секретов, хотим отбить вложения за 1.5 — 2 года.

    Смотрим на текущую отчетность. Чтобы генерировать чистыми 200 тыщ рублей нам нужно около 1.3 оборота.

    1.3 / средний чек (130) = 10 000 заказов
    10 000 заказов / 30 дней = 333 заказа за день
    333 / 16 часов = 21 заказ в час, т.е. примерно каждый час работы все 3 пиццы должны гарантированно уходить с прилавка. 

    Это все очень сложно и нихрена не масштабируется. Сколько ты хромую лошадь не корми, скачки она все равно не выиграет. Смысл вкладывать в такую лошадь, если можно на эти деньги начать с доставки, а потом пристроить зал и реально раскачать свою прибыль?

  32. Мы то все понимаем, что это часть системы и все такое,

    В прошлые годы Фёдор поступал так:
    Надо сначала перепрыгнуть пропасть, а потом рассказать как он это сделал!
    То есть он сначала создавал работающий прибыльный формат, а потом рассказывал о нем в блоге и продвигал своим франчайзи.

    Думаю, и сейчас был план точно такой же:
    Вывести эту точку в прибыль, доделав все что сразу плохо пошло.
    Потом, в победном рассказе описать все проблемы и как они их победили. Предполагалось, что прибыль будет по-любому.

    Но вот прямо сейчас есть другая ситуация:
    — Во первых, кризис, и стало все сложно.
    — Во вторых, все больше требуется компетентность исполнителей, сейчас попасть в цель на 98% нельзя, это промах. Засчитывается только 100% результат.
    — Ну и на сладкое, на хвост власти наступили ногой, и они стали кусать кого не попадя.

    Что можно сделать?
    Всем понятно, что вытаскивать эту точку из болота будет только сотрудники компании додо. Других бойцов у них нет.
    Никакие советы со стороны не помогут, когда надо просто брать и делать …

    Но, я бы все же предложил публичное планирование.
    И не только потому что лично мне это интереснее. ))
    Если Фёдор сможет защитить свой бизнес план как вывести данную точку в прибыль, ответить на все риски — план будет максимально сильным.

  33. Формат магазин-кулинария (сырые и готовые продукты) насколько бы был жизнеспособен?
    Додстеры, пиццу и тд. покупатели готовят сами у себя дома ЕСЛИ пожелают или покупают готовый продукт на месте. Для такого формата, я так понимаю, туалет не нужен.

  34. В Америке мы запускаемся без туалета для гостей, т.к. формат это позволяет — нет ни одного столика. Проект согласован в местной администрации, он соответствует всем нормам, получено разрешение на строительство. На весь процесс ушло больше 2 месяцев, но проблем с этим вопросом быть больше не должно.

  35. Фёдор,
    Вам администрация города опять подарила мега повод для рекламы, как с коптерами. Вам надо достроить туалет, это правильно, но закрывать бизнес на 45 дней — это убить малое предпринимательство из за такой мелочи, максимум штраф.
    Подайте апелляцию и жалобу, что бы не кошмарили бизнес.

    Надо писать на все федеральные каналы, участвовать во всех шоу, рассказать про эту глупость судьи. Звоните на вести фт В.Соловьеву, он такие ситуации про бизнес часто обсуждает.
    Был сюжет когда инспектор пожарной инспекции собрался закрыть завод из-за того что дверь была на 10см меньше нормы. 

  36. А там разве нет отличия здания временного/не временного строения? Во временном можно без туалета, в другом нельзя, или я что-то путаю?

  37. А там разве нет отличия здания временного/не временного строения? Во временном можно без туалета, в другом нельзя, или я что-то путаю?

    ты попутал. Суд уже все решил. Суд ничо не путает. Понятно?

  38. Понятно?

    Не понятно!
    Что будет дальше, как думаешь?
    Фёдор упрется и туалет пристроит, это как пить дать.
    Я бы его не стал делать внешним, как озвучено выше, а вот там где круглый столик стоял. Место есть, тем более что это же стрит-фут — получил кусок пиццы и топай дальше, не задерживайся, это тебе не МакДональдс.

    И что дальше? Вангую, первый месяц там будет очередь, все захотят посмотреть на рестарт проекта.

    Будет там оборот к лету в 1,5 мил рублей или нет?

  39. Что будет дальше, как думаешь?

    в данном случае применить следует любимою тобой бритву Хэнлона: Не приписывай злому умыслу то, что вполне можно объяснить глупостью. Или этот перефраз : Облажались, а не заговор!
    То, что это пиар- сомнительно, т.к. очень плохо контролируется и просчитывается. Хотя всяко бывает.
    Мне, кстати, вообще не очень понятны эти страдания Федора по поводу туалета. Я уверен в, что в Сыктывкаре, как и во всех российских городах, с туалетами большая проблема. Попросту говоря — поссать негде. Что плохого в том, что люди в туалет сходят? Это тоже пиар в конце концов, определенная точка притяжения. Если построят внешний туалет, то еще и деньги зарабатывать можно)

  40. Будет там оборот к лету в 1,5 мил рублей или нет?

    оборот конечно важен, но прибыль важней. Скажем так : думаю к лету прибыль составит 200–250 тысяч

  41. Всех с наступающим Новым Годом! Здоровья, удачи, успеха и фортуну не капризную желаю я вам. И денег побольше, но регулярно!!

  42. Фёдор, прочитав Ваш пост, могу сказать, что в этом судебном процессе Вам очень не повезло с судьёй. Множество процессов у этого судьи было, все более-менее авторитетные юристы и адвокаты города знают, как наплевательски он относится к ведению судебных дел. То, что Вы решили исполнять предписание и решение — это конечно хорошо, но я с Вами согласен в том, что действующий закон не адаптирован под сегодняшние реалии. Будет интересно посмотреть на результат перепланировки помещения и на тот выход, который будет придуман ДоДо в этой ситуации.

  43. Хороший, взвешенный пост. Не могу только согласиться с тезисом про то, что гости, в случае чего “проголосуют рублём”. Потому что в случае отмены соответствующих нормативных предписаний туалетов может не стать в достаточно большом количестве заведений, что не позволит делать выбор между ними именно по этому критерию.

  44. Сталкивался с данной проблемой. При том, что многие хачевские заведения с тандыром и шаурмой при наличии входа в само заведение, столиков и прочей атрибутики работают без туалета, а я со стороны роспотребнадзора получил подобное замечание. У
    У нас туалет был, просто был закрыт на ключ и по просьбе посетителей ключ выдавался.
    В итоге мы рассматривали такое решение: разделить договор аренды на 2 части: общепит по одному договору без столиков и др, а вторая половина помещения со столиками и стульями в аренде у другого предпринимателя.
    Формально мы ничего не нарушаем: мы торгуем на вынос, а другой ИП в нашем помещении предоставляет столики и стулья в безвозмездное использование. Как вариант использует эту площадь как место для складирования мебели, которой могут пользоваться все- на скамейке перед домом или рестораном может же сидеть кто угодно и денег не берут за это.
    Таким образом формально деятельность ИП по торговле на вынос с предоставлением одноразовой посуды и без туалета ничего не нарушает.

  45. И в этом к сожалению почти вся Россия. Уйма не эффективных бесполезных законов, которые используются как инструментарий давления на неугодный бизнес. 

    Качество бизнеса во многом должно регулироваться конкуренцией и рейтингами, а не бесконечными подзаконными актами и нормативами, такое ощущение что наши депутаты лучше знают как дела должны делаться и какого цвета должны быть у вас стены.

  46. И в этом к сожалению почти вся Россия

    угу.. сначала проигнорировать закон, а потом удивляться и ныть что тебя штрафуют.

  47. Я бы не сел есть пиццу возле (ближе 3 метров) двери в туалет). Мажет быть при входе налево установить какой нибудь аэрохокей?

  48. В любом случае ждем отчет за декабрь, там в какой-то момент произошло увеличение выручки. Вам нужно как-то урезать расходы до 800-ми сот Крублей и выручка что бы была овер 1 млн. Тогда будет шоколад. На сегодня аренда 200, продукты(сырье) 300 и на прочие расходы(ФОТ и т.д.) не более 300, вот так картинка норм. Эпизодически смотрел на камерах у Вас всегда там по 2 человека, а то и 3+управляющий. По-моему это не очень грамотно. ИМХО.

  49. Я бы не сел есть пиццу возле (ближе 3 метров) двери в туалет)

    да у них и формат другой: покупай и убирайся.

  50. В любом случае ждем отчет за декабрь

    Скучно! Какой смысл ждать?
    Уже давно все друг другу доказали что собой представляет этот формат. И более того, Фёдор подтвердил что эту “хромую лошадь” он не бросит ни в каком случае.
    Даже эпопея с туалетом — это частный вопрос операционной компании, которую они могли бы решить самостоятельно, незачем вытаскивать его “наверх”.

    Скажем так : думаю к лету прибыль составит 200–250 тысяч

    Даже если будет 200 — не слишком ли это оправдано? Видно что усилий данный формат требует много, а отдача в 200 — это копейки.
    Для меня по данной пиццерии остался только один вопрос — когда ее закроют? Рентабельность слишком низкая и благоразумно было бы данный капитал инвестировать в другую точку. Интересно, это бы частный инвестор или деньги компании?

  51. Федор, добрый день. Давно слежу за Вашей деятельностью и Вы мне крайне симпатичны. Занимаюсь юр практикой, если я праильно понимаю, то это была первая инстанция. Это еще не приговор, есть 10 дней на обжалование, так можно оттянуть вступление в силу решения суда. Если есть желание — готов оказать посильную помощь безвозмездно. Время до 9 числа еще у Вас есть.

  52. Если есть желание — готов оказать посильную помощь безвозмездно.

    Фёдор уже сдался, пиццерию закрыл.
    Но думаю что реально, зря. Надо было бороться, хотя бы праздники отработали.
    Неужели бывает решение суда — закрыть в тот же день?

  53. Федор, держитесь.
    Думаю к данной ситуации стоит отнестись следующем образом:
    ДоДо всеми возможными способами старается угодить клиенту. Для вас клиент — это всё!
    Наличие туалета, даже там, где это, с точки зрения бизнеса не требуется, будет рассматриваться с точки зрения клиентов, как забота он них. Клиент это чувствует и отплатит вам своей любовью.
    Делайте ваше дело, оно нужно в России. Мы любим вашу пиццу, хотя и заочно.
    Когда же вы откроетесь в Архангельске?

  54. ne uvajaiu zavedenia bez tualeta, nado bylo srazu ego postroiti a ne iskati lazeiki.

  55. Фёдор Овчинников:
    30.12.2015__14:28

    Евгений, никто не скрывает проблемы. У нас своего информагентства нет, чтобы новости публиковать в онлайне :) 

    Неуж-то проблема заплатить комионлайну или БНКоми, чтобы держать народ в курсе? Обратитесь в общественную палату Коми, может там что подскажут. Здравомыслящих людей среди чиновников довольно много. Бюджет Коми более чем дефицитный, как и города Сыктывкара. Странно, что у такой компании, как Додо абсолютно некому работать по связям с общественностью и вообще по связям.

  56. Странно, что у такой компании, как Додо абсолютно некому работать по связям с общественностью и вообще по связям.

    А что ты хотел?
    Англия сдалась (с) Тот самый Мюнхгаузен …

  57. Если люди внутри заведения Могут есть, то должен быть туалет. Это моя позиция как клиента. Суд абсолютно прав. В будущем больше думайте о клиентах.

  58. Фёдор Овчинников
    К сожалению, пиццерия пока будет закрыта. 

    Час назад сыктывкарский суд не удовлетворил наше ходатайство о возобновлении работы “Додо Пиццы и кофе”. Мы выполнили требование суда и построили в январские праздники туалет для гостей, который, кстати, может быть использован и людьми с ограниченным возможностями. Но, к сожалению, суд не разрешил нам открыть пиццерию, потому что мы не представили акт о том, что туалет в пиццерии есть. Фото и наши ходатайство — не в счет.

    В Сыктывкаре есть правозащитник Эрнест Мезак. В последние годы наши пиццерии прошли множество проверок, инициированных Эрнестом. 

    В ЫЫ есть свой Леха Навальный, прикольно

  59. Когда Артемия Лебедева обо…рала одна журналистка “Афиши”, он, помимо прочего, разместил в туалете кафе-магазина журналы “Афиши”, о чем так де не преминул объявить. Если конструктивного сотрудничества с “клиентами защитника” туалета не появится, я бы в туалете разместил его/их фото и/или соц-аккаунты, или хотя бы ФИО, а может и резолютивную часть решения суда, — с указанием, благодаря кому же конкретно ваш гость может почувствовать себя человеком, уединившись в “дамской комнате”. Почет им и слава :)

  60. Алексей: 03.01.2016__16:49
    Я бы не сел есть пиццу возле (ближе 3 метров) двери в туалет).

    Во-во. Дполню себя же: установил бы стул с табличкой около туалета с ФИО “пострадавших от бестуалетья” и написал их ФИО, с припиской: “Это место у туалета всегда свободно для …”

  61. Offce SZAO, идея Ваша прекрасна, но есть три проблемы. Федор пока еще не Артемий Лебедев. Я не журналистка «Афиши». Большинству сыктывкарцев безразличны как я, так и судьба “Дурной птицы”.

  62. Но, к сожалению, суд не разрешил нам открыть пиццерию, потому что мы не представили акт о том, что туалет в пиццерии есть. Фото и наши ходатайство — не в счет.

    Фёдор, как прошел второй раунд суда? Где пресс релиз?

    Я правильно понимаю, что строительство туалета было выполнено своими силами, без привлечения подрядной организации?
    Где договор о работе, смета, потраченные материалы, акт приема-передачи? Если РПН принял объект — то какие остались документы?

    Но самое странное что у Фёдора опять дыра в планировании:
    Мы не знали, мы не предполагали, мы надеялись, мы рассчитывали …
    Какой то детский сад, притащить в суд селфи в туалете.

  63. Эрнест Мезак:
    Большинству сыктывкарцев безразличны как я, так и судьба «Дурной птицы».

    Посмотрел в инете материалы о противостоянии Фёдора и Эрнеста.
    Любопытная история, тянется примерно с самого начала, с 2011 года. А ведь они, наверняка, вместе участвовали в движении “Белая лента” в Сыктывкаре против В. Путина.

    Объяснения Фёдора меня не устраивают, что то там скрывается еще )) Он не говорит реальных причин конфликта, или сам не догадывается.
    Надо пообщаться с компетентными людьми по этому вопросу!

  64. Сыктывкарский городской суд сегодня разрешил пиццерии сети “Додо” известного предпринимателя Фёдора Овчинникова продолжать свою деятельность в центре столицы Коми. Пиццерия открывается раньше установленного предписание срока в 45 дней.

    Сообщение об этом бизнесмен оставил на своей странице ВКонтакте. “По радостным крикам в офисе я сразу все понял! Только что сыктывкарский суд разрешил “Додо Пицце и кофе” возобновить работу. Ура! Через 20 минут мы начинаем снова печь пиццу и варить кофе, — написал Ф.Овичнников. -Правозащитник Эрнест Мезак пытался убедить судью, что доказательств реальности существования туалета недостаточно. Но мы все же смогли убедить судью в обратном”.

    Как рассказал бизнесмен “Комиинформу”, планировалось, что заведение откроется раньше, однако на заседании суда, которое прошло на прошлой неделе, судье показались недостаточными доказательства того, что в кафе появился туалет. На заседание, которое прошло только что, представители сети принесли пакет документов, подтверждающих наличие в кафе туалета, который был построен в течение новогодних каникул.

    Ну так что, свежее Г. было достаточно убедительно для судьи? ))

  65. “Жители Сыктывкара уже начали привыкать к тому, что в любое время дня можно быстро съесть вкусную … пиццу …”
    ===============================================
    :))))))))))))))))))))))))))))))))

  66. съесть вкусную … пиццу 

    Я бы тоже предложил не делать акценты в рекламе и постах на таких эмпирических образах.
    Вкусная пицца или невкусная — в суде не докажешь, а придраться можно.

    Может быть Фёдор про такой формат текста вычитал в умной западной книжке, но это катастрофически раздражает.
    И что бы это доказать , я буду в своих комментариях использовать аналогичные подходы, вставляя оценочные прилагательные ))

    Как вам нравиться мое гениальное предложение?

  67. Вот тут интересно пишу:
    https://www.bnkomi.ru/data/news/46094/

    В планах у сети сделать небольшую пристройку, чтобы разместить в ней туалет, но на строительство и согласование уйдет время, поэтому пока проблема решилась организацией временного туалета на существующей площади

    Кто писал эту статью? Не вижу автора.
    Хотя может это продвинутый робот, умеющий компилировать статьи из других источников. Или это была рекламная джинса?
    Слишком много кросс-ссылок, и не очень актуальное объяснение.

    Цитата Фёдора из ВК:

    Правозащитник Эрнест Мезак 40 минут пытался убедить судью, что доказательств реальности существования туалета недостаточно. Но мы все же смогли убедить судью в обратном


    Обидно написано
    ))). Похоже, он своими придирками Фёдора просто достал, в посте чувствуется злорадство.
    Имхо, 40 минут шло все слушание, а реплику известный Эрнест давал минут 5–10. А звучит так что он на коленях вымаливал решение, при этом не умеет отличить реальный туалет от фотошопа.
    Так что надо ждать “ответный удар в спину”.

    Что же делать дальше?
    Имхо, на контакт или компромисс он не пойдет, а донимать будет с еще большей настойчивостью, не отстанет.
    Предположу, что тут именно старая личная обида на Фёдора.
    Сам он мог это сделать случайно, и сам не заметить но и сам, как не стараясь исправить не сможет. Ситуация такого же плана — как различить дальтонику красные и зеленые шарики — они все одинаково серого цвета.
    Фёдору надо найти профессионала-психолога, все ему рассказать, обсудить с ним получившуюся ситуацию, и через посредника решить проблему. Способы бывают разные.

  68. Добрый день Федор. Ваша статья о том “как закрыли Вашу пиццерию из за отсутствия в ней туалета” — считаю сплошной глупостью. Для того, чтобы строить пиццерии и замахиваться на такого рода деятельность — нужно многое изучить и не допускать глупых ошибок уже при открытии заведения. Пример тому — многие Ваши “франчайзи”, которые увидели цифры на сайте и поспешили открыть одно или несколько заведений, не имея представления о работе предприятий общественного питания.
    В команде надо иметь хотя бы несколько профессионалов, знающих свое дело, которые предотвратят ошибки не только по стандартам “компании”, но и в пределах закона РФ, а не студентов-малолеток, дешевую рабочую силу. Бывал во многих Ваших ресторанах по городам. Стандарты соблюдаются, а законы — нет. Сплошь и рядом нарушение норм пожарной безопасности, санитарных норм. В залах пыльные лампы над головой у клиентов. Вы говорите, что трепетно относитесь к чистоте? Я считаю, что Вам следует продавать франшизу опытным специалистам, а не каждому, у кого есть нужная сумма на открытие. Сфера общественного питания — дело тонкое, требующее знаний, опыта и затрат. Таких закрытий будет много, если не учить людей законам, а учить только “стандартам компании”. Закону все равно на стандарты вашей компании. Вы можете придумать и применять их на практике, но есть нормы, принятые Законодательством РФ. Я давно в этой сфере, начинал с самых низов, проработал во многих заведениях начиная от Макдональдса, заканчивая ресторанами премиум класса на руководящих должностях в Москве, Санкт-Петербурге и на Юге России и знаю, что говорю. Если потребуется консультация специалиста — обращайтесь на e-mail.
    С Уважением, Николай Иванов

  69. Николай: Закону все равно на стандарты вашей компании

    Разве “стандартны” не должны включать в себя использование законодательства РФ? 

    Вообщем, предвзятое мнение ))

    Но кодекс РФ надо чтить, насколько помню на коробках пиццы были этикетки с описанием самой пиццы, весом, и каллорийности.
    Эту информацию вполне можно распечатывать из ДодоИс под конкретный заказ, и бумажки наклеивать на коробки рядом с “меткой качества”.

  70. добрый день федор.незнаю как с вами связаться решил написать тут,очень хотел с вами пообщаться и посоветоваться.огромная просьба если вас не затруднит пожалуйста напишите мне на почту.rotaa110986@mail.ru

  71. Разве «стандартны» не должны включать в себя использование законодательства РФ?

    В том то и дело, Евгений, что не все стандарты ДОДО Пиццы не включают в себя соблюдение всех законов о санитарных нормах работы предприятия общественного питания! в этих стандартах много абсолютно ненужной воды, лишних действий, которые отнимают время работников и забивают им мозг. Стандарты Додо Пиццы схожи с нормами работы в медицинском учреждении! это тупо ничем необоснованный фанатизм Феди!

  72. в этих стандартах много абсолютно ненужной воды,

    Нужен показательный пример, что бы “было с чем идти в суд”!

  73. Здравствуйте, Фёдор, как можно с Вами связаться, по вопросу открытия в г. Котлас Додо Пицца. мой тел-ф 981 559 75 01 Олег

  74. Но кодекс РФ надо чтить, насколько помню на коробках пиццы были этикетки с описанием самой пиццы, весом, и каллорийности.
    Эту информацию вполне можно распечатывать из ДодоИс под конкретный заказ, и бумажки наклеивать на коробки рядом с «меткой качества».

    Ждем новый суд.
    Праворубы подали иск на 300р за этикетки!

  75. В конце декaбря 2015 г. были в Додо Пиццa в Челябинске. Посaдочные местa были, посидели хорошо, и туaлет был тоже, но не рaботaл.. Пришлось вспоминaть кто из знaкомых живёт неподaлёку и бежaть к ним)) Вот тaкaя история))

  76. Добрый день! Собираюсь открыть заведение мини-кафе в своем городе. Если в плане оборудования и прочего все вопросы решены, то в плане туалета впадаю в небольшой ступор. Конечно же охота все сделать по закону. По туалету для посетителей все понятно, но я прочитал что должен быть еще и отдельный туалет для персонала. Это действительно так? Ведь довольно проблематично делать 2 туалета в помещении в 35 кв.м. Спасибо!

  77. Самая вкусная пицца которую я когда либо ела! В сочи у вас отличный персонал, чистое заведение и безумно вкусно! Спасибо!

  78. Федор, добрый день! Подскажите пожалуйста, требовали ли от Вас строить 2 сан узла, один для посетителей, другой для персонала? немного о ситуации которая сложилась у нас.
    У нас кофейня площадью 123 м2, с одним туалетом. Недавно была проверка Роспотребнадзора, выявили у нас такой момент:
    в ходе проверки выявлено, что помещение кафе имеет один туалет для сотрудников кафе и посетителей в нарушение п 3.14 СП 2.3.6.1079–01
    Искал в интернете что то по этому моменту, наткнулся на Вашу переписку.
    За ранее большое спасибо!