Мюнхгаузен в офисе

комментариев 9

Как строить бизнес на спор

2841454648_7b922ecd42_o

В книгах жизнь предпринимателя часто представляют наполненной событиями, приключениями, гениальными озарениями… В реальности наши будни часто наполнены рутиной, без которой ничего не построишь.

Но все на самом деле зависит от нас: мы можем легко добавить в свои будни фана, а заодно достичь сверхрезультатов с помощью древного, но эффективного инструмента — бизнес-пари.

Как и вы, наверное, я много читал о знаменитых бизнесменах-спорщиках. В голове засели образы основателя WallMart Сэма Уолтона, танцующего гавайский танец Хулу в центре Нью-Йорка, и, конечно, создателя Virgin Ричарда Брэнсона в красной юбке стюардессы – оба проспорили своим менеджерам.

Я долго не понимал: зачем они это делают? Пока однажды не испытал мотивирующее воздействие пари на себе.

В прошлом году мы жестко поспорили с основателем «Додо Пицца» Федором Овчинниковым об эффективности листовок как рекламного канала. Чтобы напечатать листовки, нужно было потратить 200 тысяч рублей. Тогда для меня это была критичная сумма. Мы долго не могли найти общий язык.

Наверное, Федор мог надавить на меня и сказать, что печать листовок входит в обязанности франчайзи, но он поступил хитрее. Федор предложил пари.

Условия были такие: «Додо Смоленск» выпускает листовки и вообще доверяет свой маркетинг Овчинникову и через полгода достигает оборота 1,8 млн руб. в месяц, в два раза больше, чем мы зарабатывали на момент спора, ну или Федор съедает свой галстук. Конечно, на таких условиях согласиться на печать листовок мне было куда проще, чем просто отступить.

В итоге формально спор Федор проиграл. Обороты достигли нужной планки не через шесть месяцев, а через семь.

Но я Федору напоминать о галстуке не стал – ведь он оказался прав, бизнес вырос, а я получил прекрасный опыт системного подхода к решению стоящих перед компанией задач.

Спор – это не только прекрасный мотиватор, но и отличный способ найти компромисс. Ведь если бы решение печатать листовки было принято в приказном порядке, то я наверняка нашел бы способ выполнить его в полсилы.

Вскоре я решил повторить эксперимент с собственными сотрудниками. Вместе с моим маркетологом Юлией Якубенковой мы побывали на семинаре Игоря Манна. Игорь известен своим умением вдохновлять людей на трудовые подвиги. И Юля заявила мне после семинара, что начнет вести ежедневник маркетолога – системно читать профессиональную литературу, работать над собой и стратегией пиццерии.

У нее, как и у многих молодых и творческих людей, есть проблемы с самоорганизацией, и я предположил, что она не справится. С энтузиазмом начнет, но через пару недель забросит ежедневник. Мы заключили пари – если Юля в течение квартала работает по системе Манна, то получает премию. Если срывается – работает неделю на кухне.

Юля – человек азартный, пари она приняла с энтузиазмом. Она не просто выдержала квартал, но ведет ежедневник уже около года. За это время Юля выросла как профессионал, и это не может меня не радовать.

IMG_0022

Некоторые бизнес-тренеры преподносят пари и споры как чудодейственный инструмент мотивации, который сам по себе помогает свернуть горы. Конечно, это не так. Все же гвозди забивает не молоток, а тот, кто его держит.

Если единственное, что человеком движет, это желание выиграть спор, то надолго его не хватает. Или истечет время пари, или человек сорвется и почувствует себя проигравшим.

Но при этом азартный спор – это прекрасная возможность примерить на себя роль Мюнгхаузена и заразить здоровым авантюризмом тех сотрудников, которые и так уже мотивированы на результаты, но нуждаются в дополнительных стимулах. А ведь мы все в них нуждаемся — хотя бы время от времени.

Владимир Горецкий

Владимир Горецкий,
директор Додо Пицца Смоленск

Комментарии (9)

  1. По этому поводу Федор написал ранее, что отказывается от контролирования деятельности франчайзи и помощь будет только по инициативе снизу?

  2. Содержание статьи в кратком изложении:
    Федя манипульнул мной и получил желаемое, я манипульнул своим манагером,
    вся наша компания называется “как хорошо, что такие люди есть”)) Есть еще ынвесторы и желающие получить волшебную таблетку за 25руб сидя у Федора в машине.
    Федор, как всегда, 5 баллов!)

  3. Хех спор проиграл — галстук не сьел… А начале статьи приведены примеры успешных бизнесменов которые пари выполнили… Федору дааа далеко значит до них:)

  4. Как вы достали уже, нытики и завистники.…

  5. Крутые пацаны не комментят

    Кто же спорит что Фёдор крут?
    Создать свою сеть пиццерий под силу не каждому, в России работает несколько таких брендов, заявленных как международная франшиза, например из Калуги Ташир-пицца, у них более 150 открытых точек в разных городах. На выставке ПИР видел предложения от Вологды, Нью-Йорк Пицца из Нска — да по сути, в каждом городе есть своя пиццерия, от которой может пойти мега рост.

    Ну и каплю нытья, что бы не выбиваться из общей массы комментаторов.
    Ну как же я бы недальновиден, когда не участовал в первом транше инвестиций!
    Ну как я мог пропустить участие во 2м выпуске, и не выкупил 5% Додо!
    Вай … вай … вай .… Все бабло в форексе :)

  6. Ну как я мог пропустить участие во 2м выпуске, и не выкупил 5% Додо!

    Еще и сейчас не поздно, 300т.р. — и фишки в кармане. :)

  7. Чтобы напечатать листовки, нужно было потратить 200 тысяч рублей. Тогда для меня это была критичная сумма. Мы долго не могли найти общий язык.

    Наверное, Федор мог надавить на меня и сказать, что печать листовок входит в обязанности франчайзи, но он поступил хитрее.

    Интересная история. Хорошо бы посмотреть на аргументы каждой стороны.

    То, что Фёдор видит перспективы маркетингового инструмента — это понятно, это его чуйка. Но через ЧС Владимира это донести невозможно, тем более “надавить”.